Необязательно собирать все камни, достаточно поднять один, рассмотреть его внимательно, положить на свое место и перестать разбрасывать. И в творчестве также – заметка к заметке – приходят и складываются мысли для книжки, приходят и остаются. Я не любитель сентиментальных историй и вижу разницу между котячьими восторгами и большим человеческим вдохновением, в которое погружает светлая мысль. Именно свет дает основу для творчества, и не стоит пренебрегать пониманием его сути.
Я люблю слова. Хотя, признаюсь, совершенно не умею ими пользоваться. Мы, люди, – запутанные существа. Нам необходимо периодически устраивать чистку своего внутреннего мира. Можно делать это через текст.
Моя тяга к творчеству проявилась в детстве, когда любимым занятием было сочинять и рассказывать сказки. Мне было лет пять, когда я начала этим заниматься, а осознанно продолжила в семь-восемь. Надо признаться, меня никто не слушал. Единственный человек, который выдерживал эти длинные рассказы, был мой отец. В подростковом возрасте были сонеты Шекспира и его трагедии. Тогда пришли и стихи. Стоило прочитать «Гамлета», как стихи сами полились на бумагу. Все это было неожиданным даром и хотелось продолжать, но навыка творить не было. В школе мы писали сочинения на заданные темы и нас не учили развивать дар письменного слова. А развивать дар лучше всего именно там – в школе, когда все основные силы направлены на узнавание себя. Туда же направлены и силы всех окружающих – и учителей, и родителей. В школе очень сильный настрой – развить в нас разные навыки, дать знания, обучить. Единственная загвоздка это подмена понятий: знания на информацию и неизменно коллективный подход. В школе представляются разные концепции мира, но даже не упоминается о единственно нужной – концепции внутреннего я, которое задыхается, если не обращать на него внимания.
Первые опыты создания детских текстов я обозначаю как связь с Неведомым, которое предлагало свои слова и мысли, образы, видения, сны. Эти обрывки, являясь чем-то сокровенным, складывались в целые медитации. Сегодня я пользуюсь методом «литературной медитации» для самоисцеления и рекомендую своим студентам. Мы и не знаем, что можем оформлять в словах красивые мысли и образы. Для этого нужна небольшая помощь: правильная настройка, спокойный разговор, представление о бесконечности нашей творческой природы, музыка и образ. Это может быть образ цветов, самолета, образ весны или одиночества. Образов множество, каждый из них порождает что-то особенное и впускает природу творчества в наш мир.
Ряд медитаций представлен в этой книге, ими можно пользоваться как ресурсом – для поднятия личного коэффициента Творца внутри себя. Все медитации работают.
Для становления внутреннего мира важны атмосфера любви, понимания и люди, которые способствуют продвижению. Для творчества мы нуждаемся в некоей опоре. Папа очень много сделал для меня в этой жизни, вложил свои силы, любовь, дал ресурсы, указал дорогу. А его опорой и поддержкой была наша мама. Светлая, женственная, красивая и очень сильная. Именно она создала своего героя, поверив в него. Я безмерно благодарна им за жизнь, за возможности, которые они дали с лихвой. Невероятны помощь и поддержка моего старшего брата, ставшего мне другом и во многом учителем.
Огромна роль в моей жизни человека, вдохнувшего силы для перемен и начала нового творческого пути – духовного учителя, философа, художника, путешественника Александра Геннадьевича Хакимова. Без него эта книга не была бы создана.
Благодаря моей коллеге писательнице и блогеру Карине Васяевой я открыла для себя книги Джулии Кэмерон. Подход Джулии к творчеству напомнил мне собственные размышления о медитативной природе искусства, в частности, литературы. Я очень благодарна Джулии Кэмерон за ее книги, за источник поддержки и вдохновения, который никогда не изменяет и подхватывает именно в тот момент, когда ты готова опустить руки, и уголки губ твоих становятся подобны Пьеро. Эта грустная маска всегда приходит, когда ты ополчаешься на себя целым сонмом страхов и грозных сущностей. Все они знакомы нам: неверие в собственные силы, непонимание близких, страх, иллюзии, несобранность, лень, разочарование, зависть. Когда приходят они, мы становимся Пьеро. Творчество Джулии Кэмерон – безразмерный ресурс веры в себя, позитивного настроя, правдивости. Несомненной удачей стала и встреча с человеком, который готов читать и редактировать мои тексты, какими бы неуклюжими они не были. Любовь Каракуц – лингвист, знаток творчества Набокова, преподаватель. Спасибо ей за то, что стала первым читателем этой книги!
Хочется выразить благодарность психологу Марине Таргаковой и журналистам портала «Такие дела» Марие Бобылевой и Андрею Любимову за истории, которые использованы мною в качестве материала в одной из глав этой книги.
Особенная статья – это иллюстрации и техническое оформление книги. За иллюстрации – благодарность художнице Айсылу Тувалевой, которая чутко пропустила текст через себя и в рисунках отразила мои мысли. За умный и чуткий подход к техническому оформлению книги большая благодарность знатоку своего дела Марселю Ишимбаеву.
И, конечно, ничего не состоялось бы без моих студентов и учеников. Люблю каждого.