– Идём, – сказал дядя Петя мне, – там, внизу, Нурислан нас ждёт. Он довезёт нас до вокзала! Через два часа отправляется наш поезд на Тургай.
– Мы поедем по марсианской железной дороге? Здорово! А в пути мы увидим древний город?
– Нет, железная дорога через зону археологических раскопок не проложена.
– Эх, как жаль!.. Интересно было бы посмотреть на раскопки из окна движущегося поезда, под стук колёс!
Дядя Петя пожал плечами:
– Думаю, что посмотреть будет на что, в любом случае. До городища мы доберёмся на внедорожнике «Кулак», а городище находится от Тургая в двухстах километрах!
– Да, долгий путь предстоит нам, много чего нового узнаем в дороге!
– В Тургае мы встретимся с экспедитором, который согласился стать нашим проводником по пустыне. Он отлично владеет навыками археолога-охотника, превосходно знает местность, разбирается в машине, на которой мы с ним поедем.
– Здорово!
* * *
Мы спустились вниз, где нас ждала машина такси. Сели и поехали на вокзал.
Но, не успев выехать с зоны парковки, машина встала. Что такое? Оказалось, что выезд заблокирован плотно припаркованными автомобилями. Памятуя о том, что в отсутствии водителей машины управляются автопилотами, наш водитель Нурислан вышел, подобрал с земли сухую тросточку и начал отгонять ею неправильно припаркованный транспорт, ударяя автомобили по багажникам, но несильно, чтобы не поцарапать их:
– Кыш! Кыш!.. Пошли отсюда!..
Автомобили, как бараны на стойбище, повинуясь движениям рук пастуха, стали покорно разбредаться в разные стороны… Забавная получилась картина!
– Однако полезная функция заложена в их программы! – отметил дядя Петя и при этом весело посмеялся над тем, как всё получилось.
Освободив проезд, Нурислан вернулся за руль.
– Как бараны, чест слово! – сказал Нурислан, выруливая на оживлённую автостраду. – Сюда заезжал – кучкуются, обратно еду – снова кучкуются! Какой глуп машина, как баран, чест слово!.. – повторил он.
Мы в ответ сделали сочувственный вид, а сами улыбнулись и переключили тут же своё внимание на дорогу, которая с каждой минутой становилась всё интереснее!
Нурислан втопил в пол педаль газа, машина рванула с места вперёд и стремглав помчалась туда, куда нам надо было. Через весь город… До железнодорожной пристани пока ещё бескрайней марсианской пустыни мы долетели всего за пару минут – в неписанный норматив марсианских стритрейсеров уложились!
В конце главной улицы города возвышалось старинное здание… Это и был железнодорожный вокзал. Перед ним остановился наш автомобиль.
Как только мы подъехали к вокзалу и вошли в зал ожидания, я увидел огромные часы, показывавшие местное (русскоземельное) время, а на правой стене – расписание марсианских поездов.
Но стоило мне навести фотоаппарат на это расписание, чтобы сфотографировать артефакт и выложить затем фотографию в социальной сети, как вдруг, откуда ни возьмись, выскочил низкорослый глухонемой мужичок-боровичок и стал размахивать руками, пытаясь закрыть мне объектив, дескать фотографировать тут ничего нельзя, ни-ни!.. Мне пришлось уступить ему… мало ли что… я ведь не знаю… Скажу так, что я там увидел: расписание состояло (всего!) из двенадцати строф: девять пассажирских и три грузовых состава ежесуточно проходили через вокзал, делая остановки от получаса до нескольких минут.
Пассажирские поезда курсировали через вокзал по прозрачному внутреннему туннелю, который у местных железнодорожников назывался декомпрессионным. Этот туннель пересекал здание вокзала поперёк. Он проходил буквально рядом с железнодорожными кассами и креслами зала ожидания. Вокзал, хоть и выглядел грандиозным сооружением снаружи, изнутри всё же был компактным, свободного места у посадочных платформ казалось мало, особо не разгуляешься… Это было связано с тем, что платформы для пассажиров нельзя выносить во внешнюю среду. Посадка и высадка могут производиться только внутри зала ожидания. Так работает эта техника. Поезд заходит в прозрачный туннель, машинист останавливает его у специальной отметки. Двери вагонов после этого открываются синхронно с дверьми туннеля – их положение совпадает, чтобы обеспечить безопасную посадку и предотвратить утечку воздуха через туннель – как из поезда, так и из зала ожидания.
– Интересно, кто же этот тип? – спросил я у дяди Пети, показав пальцем на мужичка-боровичка.
– А, слушай, понятия не имею… Возможно, что он и есть тот самый, местный… которого приняли на работу – в качестве служащего охраны вокзала. О нём ещё в газетах писали… Помнишь?
– О нём в газетах писали?.. Ах, да, да! Так это он и есть? Неужели? Тот самый? Местный?!!
Я тут же достал фотоаппарат и сфотографировал мужичка-боровичка со спины, а затем и в профиль. Снимки получились чёткими. Сохранил их на память. Абориген, слава Богу, ничего не заметил!
– Коренной марсианин, невесть откуда взялся. Не с Земли! Я правильно тебя понимаю? – спросил я, разглядывая только что сделанные фотографии.
Дядя Петя промолчал. Он не хотел больше отвечать за газетные выдумки!
«Поезд на Кидонию, – засветилась в это время надпись на информационном табло. – Отправление поезда в 14 часов местного времени».
– Дядь Петь, а почему бы нам не махнуть на Кидонию? А?! – я ещё хотел добавить «ну, пожалуйста!», хотя заранее знал, что ответ может быть только отрицательным, поскольку мы уже договорились с ним ехать в более глухое и отдалённое место – в Карканту.
– Годы твои молодые, везде побывать успеешь, – заметил дядя Петя. – Прилетай на Марс почаще!
* * *
Наш поезд на Тургай вот-вот должен был подойти к перрону. Декомпрессионный туннель выглядел как… Хотя проще сказать по-другому: никак он не выглядел! Он был настолько прозрачным, что бродившие по вокзалу пассажиры нередко натыкались на туннельное ограждение, как слепые котята!
По выражению лица дяди Пети я понял, что спрашивать его сегодня ни о чём уже больше не стоит: он устал, ему явно хотелось спать.
Между прочим, Кидония – это ведь известнейшее среди туристов место. О нём знают все, пожалуй. Даже те, кто ни разу не бывал на Марсе! Легенд ходит о Кидонии множество… Марс слухами о ней полнится… Место это по праву считается самым первым среди исторических мест планеты. Туристы посещают Кидонию так же часто, как египетские пирамиды на Земле.
Кидония была открыта землянами в 70-е годы ХХ века, почти за полста лет до того, как нога человека впервые ступила на Марс! Произошло это событие следующим образом: при помощи первых космических снимков поверхности Марса с разрешением всего 250 метров на пиксель удалось разглядеть лицо «Сфинкса» и триумфальные сооружения вокруг него – многочисленные пирамиды, самая высокая из которых оказалась выше километра… Позже, помимо комплекса пирамид, были найдены дороги, названные проспектами, круглая площадь в центре комплекса пирамид, а также некоторые другие интересные объекты, о которых речь пойдёт немного позже. Кое-что из обнаруженного заинтриговало исследователей всерьёз… Однако большинство объектов стало невозможно разглядеть на повторно сделанных снимках (35 лет спустя) с разрешением всего 30 сантиметров на пиксель, то есть практически с тысячекратным увеличением! И это стало поводом для всевозможных пересудов и кривотолков. Куда же всё это великолепие исчезло, чёрт возьми? Исторический парадокс учёные пытались объяснить по-разному, предлагались различные гипотезы. Одни утверждали, например, что город успел фактически исчезнуть с лица Марса (за 35 лет всего?) под слоем песка и камней, высказывались различные аргументы в пользу такой версии. Но при этом никогда и никем не уточнялось: сам ли город исчез или ему помогли исчезнуть? Вопрос этот остаётся открытым до сих пор. Оппоненты гипотезы утверждают, что более поздняя съёмка велась настолько качественным образом, что иллюзии сами собой «развеялись».