В жизни каждого человека есть такие моменты, которые хочется вспоминать вновь и вновь, тихо закрыв глаза, пытаясь воспроизвести каждую мелочь этих прекрасных событий, хочется перенестись в прошлое хотя бы на мгновение, испытать те же эмоции, увидеть тех же дорогих сердцу людей, хочется быть счастливым, как в те волшебные минуты. Есть также события, которые пытаешься спрятать в самый дальний угол своего сознания, чтобы никогда больше не испытывать пожирающих твой мозг ядовитых эмоций: страх, безнадёжность, отчаяние и пустота.
Адам лежал на пробитом насквозь осколками диване с закрытыми глазами, накрывшись старым клетчатым одеялом, из окон дул свежий весенний мартовский ветер, нежно теребя полупрозрачные рваные клеёнки, которыми были заколочены разбитые окна. В его памяти всплывали счастливые моменты его жизни: последний довоенный день рождения, добрый взгляд отца, нежные объятия матери. Затем всё сменилось гулом самолётов, взрывами снарядов, сознание затуманилось стрельбой, криками о помощи, сердце начало биться всё сильнее, дыхание участилось. Перед глазами пронеслись лица близких людей, их слёзы и последние слова.
Адам быстро открыл глаза, не желая вновь возвращаться в кровавое прошлое, которое закончилось совсем недавно. Да, всего лишь каких-то пару месяцев назад он и не думал, что останется в живых.
Он неспешно встал и вышел во двор, чтобы сделать глоток свежего воздуха. Стоя на крыльце чужого, но почти уже родного дома, Адам поднял глаза в безграничное, чистое голубое небо – всё казалось таким умиротворённым и спокойным. «Если долго смотреть в это безмятежное небо, можно подумать, что и вовсе не было войны», – прошептал он про себя, устремив свой взгляд во двор. Затем Адам медленно спустился с лестницы и направился к дереву, которое так одиноко и гордо стояло в дальнем углу двора. Под деревом стоял маленький табурет. Он подошёл к дереву, с грустью осмотрел взглядом его сломанные, высохшие ветки, присел на табурет и сказал:
– Сколько слёз я выплакал, сидя здесь, под твоими измученными ветками. Сколько людей похоронил рядом с тобой холодными морозными днями. Это знает только Всевышний! Видишь, весна на дворе! Скоро на твоих ветках появятся первые почки, затем и первая сладкая черешня. Цвети и дальше, подобно прекрасному райскому дереву, дарящему свои сладкие плоды невинным душам. Посмотри на следы милости Всевышнего, на то, как Он оживляет землю после смерти1, здесь уже начали расти прекрасные цветы на месте могил. Всему своё время.
Затем он закрыл лицо руками и мысленно вновь перенёсся в те ужасные дни. Всё началось осенью 1999 года. Война в Республике не заставила себя ждать, большинство мирных жителей покинуло город, но родители Адама не стали уезжать, надеясь на хороший исход событий. Родители Адама – Ахмед и Хава – прятались от бомбёжек в бомбоубежище дома, в котором жили. Они были уже в преклонном возрасте, Адам был поздним и единственным ребёнком в семье. В подвале было очень много людей из соседних домов, дворов и даже других районов: женщины, старики, дети, все те, кто верил в хороший исход событий. Первого ноября исполнился ровно месяц, как все они находились в подвале, и в этот день у Адама был день рождения. Ему исполнилось шестнадцать лет.
– Адам, как быстро ты вырос! Кажется, только вчера родился, а тебе уже шестнадцать лет! К сожалению, мы сейчас в не лучшем положении, но скоро всё закончится! Я хочу только сказать тебе кое-что важное: что бы ни случилось в твоей жизни, никогда не теряй веру во Всевышнего и знай, что всё исходит только от Него! Всё по Его воле, и Он всегда рядом с нами! Не дай никогда сломить тебя невзгодам, за всё, слышишь, за всё хорошее и плохое благодари Всевышнего! Этот мир всего лишь миг, это путь в мир следующий, вечный, где не будет ни войны, ни боли, ни печали и притеснения, запомни это! Достойно пройди это испытание, чтобы в конце пути, оглянувшись, ты ни о чём не жалел! Мы всегда будем рядом с тобой! – сказал Ахмед, похлопав сына по плечу.
– Папа, ну что ты такое говоришь? Как будто прощаешься со мной, – ответил он, улыбнувшись.
– Сынок, это война, и мы должны быть готовы ко всему. Здесь надо прощаться каждую минуту. Ты уже взрослый мужчина и всё понимаешь. Мы дали тебе всё, что могли, всё, о чём мечтают дети, но самое главное богатство, которое мы тебе оставляем – это твоя искренняя вера, твоя человечность и доброе сердце, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряй эти качества, они никогда не обесценятся. Будь всегда настоящим мужчиной! – добавил Ахмед.
– Папа, не переживай, я буду таким, каким вы меня воспитали с мамой, Вы будете гордиться мной, – ответил Адам.
– В этом я не сомневаюсь! – сказал Ахмед, улыбнувшись.
– Всё будет хорошо, не переживай! Отец сегодня немного расчувствовался, бывает и такое на старости лет, – крепко обняв Адама, сказала Хава.
– Мама, я тебя очень люблю! – ответил он.
– Тише! Ты что? Здесь же люди, всё слышно, некрасиво так при всех говорить! – засмущавшись, сказала она.
– Ну и что? Пусть все слышат, ты ведь сама говорила, что рай находится у ног матерей, что вас надо носить на руках и чаще говорить, как мы вас любим! – громко сказал Адам, приподнявшись со стула. В подвале находилось около пятидесяти человек, и все, засмеявшись, поддержали Адама. Узнав, что у него день рождения, начали поздравлять один за другим, выкрикивая тёплые пожелания. Внезапно раздался сильный грохот, дом так сильно встряхнуло, что люди попадали со своих мест. Затем наступила тишина. Один мужчина крикнул:
– Адам, это в честь тебя салют! Принимай поздравления!
Люди вновь притихли, страх закрался в их души. Нет, не за себя, за своих близких. Каждый человек, находящийся в бомбоубежище, боялся увидеть смерть. Легче было умереть самому.
Через пару минут вновь раздался сильный грохот, дети начали плакать, люди засуетились, но паники как таковой не было, были слышны только тихие голоса людей, молящихся Всевышнему на разных языках при приглушённом свете керосиновой лампы.
– Не переживайте, сколько раз нас уже так трясло здесь, поиграют немного и успокоятся. Мы даже устроим праздничный ужин перед сном, – громко сказал Адам, пытаясь как-то взбодрить людей.
Но затем началась настоящая бомбёжка. Он крепко обнял родителей и начал молиться Всевышнему. Дом сотрясался каждую минуту, бомбили соседние дома, и каждая последующая ракета могла попасть в их дом. Время в тот момент остановилось, все мысленно прощались друг с другом. На этот раз самолёт выпустил своё страшное оружие – глубинную бомбу – именно в этот дом, и не одну. В этот день были убиты сотни невинных людей.