У остановки близ небольшой деревни на берегу Волги остановился, чихая дорожной пылью, рейсовый автобус. Из него неспешно вышел высокий, статный мужчина средних лет. В одной руке у него помещался небольшой газетный сверток, в другой была довольно увесистая спортивная сумка. Звали его Иваном.
Автобус, качаясь, скрылся за поворотом, оставив пассажира одного в тени потертой остановки. Иван еще немного постоял на обочине, огляделся, вдохнул широкой грудью душистый и парной деревенский воздух и неспешно двинулся в путь, вздымая носами блестящих ботинок клубы горячей летней пыли. Был самый разгар июля, ярко светило солнце, редкие облака плыли по небу, распустив белые паруса. Стояла сухая и жаркая погода, дождей не было с пару недель. Вдалеке, из-за зеленых холмов, выглядывали разноцветные деревенские домишки, а вокруг деревни серебряной каймой вилась река – могучая и широкая Волга.
Не был он в этих местах достаточно давно и очень хотел поскорее добраться до своего дома. Чем дальше он отходил от главной дороги, тем спокойнее становилось у него на душе, тем ближе была матушка природа и родные, любимые с детства места. Шел Иван по натоптанной тропинке вдоль присыпанной песком сельской дороги. По правую руку росли высокие и пышные многолетние сосны, а по левую, внизу под небольшим склоном, лениво текла река. Шагал он легкой походкой, как будто ни о чем не думая, лишь изредка прислушиваясь к голосу природы: мягкому шелесту травы на ветру, стрекотанию кузнечиков в траве, тихим речным перекатам.
Подойдя ближе к деревне, Иван обратил внимание на то, как резвилась ребятня у берега реки. Были это в-основном мальчишки, простые пацаны лет десяти.
Они наслаждались свободой, какую дарят летние каникулы и детство, еще не заполненное сложными заботами взрослых. Кто-то из ребят купался и плескался в воде, ныряя с речного мостика, кто-то строил незамысловатые песчаные фигуры у берега, а несколько парнишек что-то увлеченно мастерили у старой деревянной лодки. Лодка была хоть и ветхая, но, судя по корпусу, до сих пор способная держаться на плаву. Однако сейчас лодка не плыла – покосившись на бок, она носовой частью лежала на берегу. Иван, вспомнив свое детство, проведенное в этих местах, невольно заулыбался, незаметно подошел поближе к ребятам, и прислушался.
– Давай Мишка, – кричал один из ребят, рыжеволосый вихрастый паренек, размахивая небольшой палкой словно саблей. – Завязывай туже, туже говорю!
Сидящий рядом Мишка привязывал веревку к палкам от старых лопат и досок забора, пытаясь связать их вместе.
– Да завязываю я, – возмущался Мишка удерживая свою фуражку, чтобы ту не сдуло сильным порывом ветра. – Давай-ка Андрюха сам повяжи попробуй!
Андрюхе даже думать не пришлось – бросил палку подальше в реку и стал завязывать сам.
– Неправильно! – отчитывал его сидящий рядом паренек в тельняшке. – Это плохой узел, не будет держать!
– Тогда сам привяжи! – обиделся Андрюха и протянул ему веревку. – Давай, давай. У тебя и подавно не получится.
Ивану стало интересно из-за чего же спорят ребята и он решил подойти к ним в открытую и познакомиться. Оказалось, что мастерят они мачту для самого настоящего корабля. На самом ее конце, наверху, свисал импровизированный флаг бело-синего окраса, сделанный из некой материи.
Ненадежная конструкция шаталась, а дети пытались закрепить ее, но неудачно. Буквально через мгновение после того, как они попытались поднять ее, та рухнула прямо в воду.
Иван покачал головой. Мальчишки тем временем чуть не подрались между собой. Растянули тельняшку и уронили фуражку в воду.
– Что же вы, парни, так с флагом своим обращаетесь? – спросил он, закинув тяжелую сумку на плечо и указывая рукой на упавшую в реку мачту. – Вам же под ним ходить!
– Это все Вовка виноват! – толкнул Вовку Андрюха. – Говорил же, не получится.
– У тебя не лучше вышло бы! – оттолкнул Андрюху Вовка и поправил тельняшку.
– А ну стоп машина! – скомандовал Иван и мальчишки тут же уставились на него. Это у вас крепление неправильное было, да и высота мачты великовата, устойчивости у судна не будет с такой длиной. Так что, и с малой нагрузкой вы бы на нем далеко не уплыли. Но дело поправимое.
– А вы в этом что-то понимаете? – спросил Мишка выжимая мокрую фуражку. – Не поможете?
– Помочь – помогу, – улыбнулся Иван. – Но драки отставить!
Мальчишки обрадовались, дружно кивнули. Было решено вместе идти в деревню за инструментом.
Разложив вещи, переодевшись и взявши инструмент, Иван в сопровождении ребят, отправился обратно к лодке и помог им закрепить мачту: сначала прибил доску с вырезом на дно, по краям штакетник от забора закрепил, прорезав в нем дырку в середке и прямо в нее мачту продел, предварительно отпилив лишнее. Мачта получилась вполне себе недурственная, на скорую-то руку.
На самом верху висел промокший флаг, который при рассмотрении оказался обычным старым полотенцем.
– Ну вот, другое дело, теперь все держаться будет! Теперь флаг ваш вместе с вами и кораблем готовы к отплытию!
– Да это даже и на флаг не похоже – возразил Андрюха. – Просто полотенце старое.
– Не Андреевский флаг конечно, – ответил Иван. – Но все же флаг, какой-никакой, вы его сами выбрали, да и по цвету подходит. Все же, к флагу нужно уважение проявлять. Флаг же он не просто красивый кусок материи, это символ и даже больше!
– А чего это сразу Андреевский флаг? – слегка покосился в сторону Андрея Вовка. – Почему?
Иван хитро улыбнулся, увидев, что мальчишки не понимают, о чем он говорит.
– Так что ж, вы правда об этом никогда не слышали? – деланно возмущаясь, спросил Иван.
Ребята дружно помотали головами, подтвердив его опасения.
– Как же так? – удивился он. – Я в вашем возрасте уже все знал. И про флаг, и про морские подвиги наши. Флаг ваш по цвету бело-синий, прямо как Андреевский. Флаг нашего морского флота – и он начертил на песке две перекрещивающиеся линии, как буква Х. А уж про подвиги российских моряков вы не могли не слышать, в особенности про один из самых выдающихся.
– Выдающихся? – переспросил Андрей.
– Именно. Вы наверняка должны были слышать о подвиге крейсера Варяг? О нем весь мир знает. В свое время все газеты, на всех языках пестрили рассказами о нем, песни и стихи сочиняли в честь наших моряков. Даже кино снимали! Неужели не знаете?
Андрюха с Мишкой виновато опустили головы, а Вовка заулыбался.
– А я слышал, – гордо заявил Вовка. – Варяг, это корабль такой.
– Действительно, – подтвердил Иван. – Ты прав, но это был не простой корабль. А военный крейсер, команда которого, все как один, герои.