1. Образ вечно пребывающей агрессии и обоснование концептуальных представлений о Веке агрессии. Общий путь изысканий – рабочие и аналитические понятия
Исследовательская материя агрессии по нашему разумению могла бы быть представлена в двух частях, над которыми уже по праву должны возвышаться классические теории первопроходцев. Она, «исследованная агрессия», будет материей, потому что здесь мыслительные процессы (субъективное), воспринимаются опредмеченными в результате объективации. При этом условность и предположительность выбора станут указывать на то, что границы между частями не жёсткие, и что выделенные части «подвижны», они могут пересекаться и взаимно дополнять друг друга. И что объективации субъективности происходили, в том числе, и на границах этих частей. Но вовлекаясь в новые мыслительные процессы объективации подвергаются вновь субъективности, что должно вести к обогащению проблематики агрессии, к постановке и решению новых задач. От того насколько успешно и динамично осуществляются мыслительные процессы «субъективного» и как протекают «объективации» будет зависеть степень разработанности проблематики агрессия. Именно так происходит обогащение территории и расширение исследовательской материи агрессия, к чему и мы хотели приложить свои усилия.
Теперь о самих частях. Выделим вначале фактическую часть, то, что было исследователями установлено в результате многих экспериментов и опросов, а потом документально «оприходовано» в положениях, «питающих» теории агрессии. Отличительным здесь будет то, что в основе таких действий лежит идея инструментальности, предполагающая разрабатываемую методику, которая позволяет формализованными путями выходить на результаты. Однако сама по себе фактичность результата работает в основном «одиночно» и на короткой дистанции, она в настоящем может объяснять какие – то нюансы, быть может даже далёкие от закономерного в агрессивном поведении. Но эти же россыпи «исследованной агрессии», взятые уже во множестве и под определённым углом, могут говорить не только об устойчивости агрессивного, но также свидетельствовать об активизации изменённых состояний агрессии, связанных с всеохватностью, и в таком качестве представлять интерес для более широких обобщений. Среди авторов внесших вклад в изучение агрессивного с позиций фактичности и документальности, следовало бы выделить американского психолога Леонарда Берковица (1926 – 2016), чьи полевые исследования агрессии получили распространение и стали научным образцом. В его работах фактичность представлена буквально «на каждом шагу», опоясанная теоретическими выкладками. Но превалирует всё же какая – то документальность и сухость изложения. Берковец педантичен, он во всём желает подтвердиться и быть лаконичным, иногда и умаляя прорывное, то «не фактичное», что также должно присутствовать в теоретических суждениях.
Вторая часть из того, что было определено как «исследовательская материя агрессии», и можно сказать, что исследовательские практики – это, главным образом, авторские размышления о предмете, основанные на литературных источниках, но здесь должны быть и собственные взгляды, представления автора, данные в развитии теории агрессии. Сюда отнесём традиционные психологические представления, по большей части осмысленные в философских категориях, и те суждения, которые послужили развитию теории, объяснению актуальных аспектов агрессивного поведения. В этой части следовало бы назвать такого автора как Ролло Мэй (1909 – 1994), видного представителя экзистенциальной психологии. Мэй многокрасочен, его суждения много шире фактичности, которые к тому персонифицированы и наблюдаемы автором личностно.
Особый вид исследовательской работы – это написание и подготовка учебной литературы, в которой традиционно устойчивое приветствуется при дозированном изложении нового. Но соавторы книги «Агрессия» Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон смогли так удачно сочетать традиционное и новое, фактичность и авторские оценки, что мы решили сказать о них в этой части. Действительно, им удалось систематизировать многие знания по агрессии за длительный период, и не без собственных рассуждений, изложить их в известном в своём учебном пособии. Вот такой мы смогли увидеть исследовательскую материю агрессии в целом и в обеих частях, и кратко обрисовать их задаваемость, то, что уже есть и может нам послужить.