Любопытство – не порок.
Это естественная потребность человека, сформированная природой. Инстинкт самосохранения требует знать заранее, что ждет нас за поворотом, за стеной, за дверью? Через час, день, год или десятилетия. Вполне нормально пытаться вычислить или обратиться к провидцу, который одному ему известным способом видит будущее.
Хочется нам узнать, что ждет Россию в будущем? Как сложится жизнь, что будет в обществе? Каким оно будет? Пусть не точно, хотя бы приблизительно.
В настоящем уже всегда имеются тенденции, которые как бы намекают, а что нас ждет потом. Что новенького нам подарит наука? И кое-что понятно: мы все ближе к тотальному контролю. Мы почти всегда на виду у камер. До большинства из нас нет дела контролерам. Они выявляют тех, кто им нужен. Автоматические камеры ЦОДД штрафуют за нарушения. Пока только автомобилистов. Но тенденция очевидна. Начинается с машин, затем переходим к людям., а там не за горами и анализ поведения каждого с целью профилактики преступности, например.
Современные методы электронной диагностики здоровья легко могут шагнуть из поликлиник в квартиры, а что-то можно вмонтировать если не в тело, то в одежду.
Что в этом сложного? Ведь многие технологии ранней автоматической диагностики уже есть. Пока они используются в армии, гражданской авиации, но сложно ли им шагнуть гражданское общество? Все может произойти как с мобильными телефонами, по началу дорогой роскошный аксессуар, свидетельство богатства, и вдруг раз, и нет практически никого без личного телефона, которые вдруг резко подешевели, как и услуги сотовой связи. Наука шагает семимильными шагами.
Фантасты собирают эту рассеянную информацию и пытаются составить картину будущего, так, как им подсказывает их эрудиция и образование. Будущее обязательно должно пугать? Не факт. Но писать про то, как все хорошо, сейчас не интересно. Люди, читатели предпочитают остросюжетные страшилки – постапокалипсиса, из разряда: «Выжившие позавидуют мертвым».
Что ждет Россию? Победа западных ценностей или здравого смысла? Тотальный контроль? Власть искусственного интеллекта? Тирания кого-то, дорвавшегося до власти? Диктатура или все-таки более-менее справедливое общество? А может быть СВО перерастет в тотальную мировую войну и наступит ядерная зима, а вся планета тяжело заболеет на века, и выжившие действительно будут завидовать мертвым?
Правы ли Хаксли, Оруэлл и Замятин?
Или их антиутопии-страшилки уже предостерегли нас всех, и мы сумеем избежать описанных ими ужасов тоталитаризма и деспотии? А как мы это сделаем? Ведь тотальный контроль, к которому мы бодро шагаем, наверняка порождает соблазн тотального управления. Возможно ли устоять от соблазна? «Ибо слаб человек». И ленив. Если что-то можно отдать в управление искусственному разуму, почему бы не отдать? Он же – разум!
Я – врач и предлагаю взглянуть на будущее глазами коллеги – врача «скорой» – Алексея Максимовича Зорина из того будущего.
Когда я решил взяться за футурологию (пованговать насчет будущего) я сложил все перспективные разработки, прикинул тенденции развития науки-техники, текущие проблемы и понял кое-что.
Повсюду камеры и рабочая программа «распознавания лиц» помогает находить в толпе людей, которые в розыске. Автолюбители и профессиональные водители уже привыкли к камерам, штрафующим за нарушение ПДД. Чтобы отслеживать наши интересы и подсовывать рекламу, наши смартфоны подслушивают разговоры, и не факт, что вроде бы выключенная его камера действительно выключена. Кадровый дефицит в медицине очевидно приведет к замене первичного звена (поликлиники) различными гаджетами, которые будут контролировать состояние нашего здоровья. Останется все это интегрировать в одежду, квартиру. Киберкостюмы, которые в романе исполняют роль своеобразных героев сейчас действительно разрабатываются и пока представляют из себя самые простые модели, тренирующие мышцы, способствующие похудению. И тут как с мобильными телефонами, которые до начала 2000 были эксклюзивом, вдруг стали ширпотребом и мы теперь не представляем, что есть люди, которые ими не пользуются. Государственная внутренняя политика цифровизации понуждает людей приобретать, пользоваться, ставить приложения типа «госуслуги», «мой налог» и т. п. А уж насчет искусственного интеллекта тут и сочинять не нужно, он уже есть и врастает в нашу жизнь, пишет книги, музыку, картины, а может еще очень много.
Я заглянул вперед на четверть века и вот – роман, детектив, приключения… Все, что вы увидите в романе, в различной степени уже есть в нашем обществе, и тенденции меня настораживают, поэтому я отнес его к жанру антиутопии. Хотя бы, для того, чтобы помочь избежать такой перспективы.
Вообще-то роман о любви. Внезапной, но ожидаемой и подаренной судьбой моим героям. Как это бывает, случайное знакомство на работе, симпатия, страсть и влечение вдруг перерастают в нечто значительно большее – дружбу, ответственность и привязанность, верность и даже жертвенность. То есть все те основные компоненты, что и составляют любовь земную, человеческую, в основе которой доброта.
Главным героям предстоит для себя еще раз подтвердить ее, пытаясь разобраться, а что же происходит в «благополучном» на первый взгляд обществе? А потом попытаться объяснить искусственному разуму – что же такое любовь и как ее можно алгоритмизировать для него? Ведь без любви ничего не получится. Основа жизни и эволюции – любовь с ее порывами и противоречиями. Исключи ее – останется чистый разум, в котором людям места нет, как нет и понимания ценности жизни каждого человека.
Вашему вниманию предлагаю роман-антиутопию. Здесь все, как и положено для романа: любовь, смерть и тайна личности.
Книга состоит из четырех частей: Дура лекс, Артемида, Дрилл и Вектор-10. Так как части писались по отдельности, то в них есть «параллельные места», то есть кое-что повторяет уже рассказанное в прежних частях. Учитывая основной жанр «научная фантастика», обложку сгенерировала нейросеть Fusion Brain по описанию финальной сцены 8 главы части «Вектор-10» этого романа.
ДУРА ЛЕКС
Времена не выбирают
В них живут и умирают…
А. Кушнер
Я захлопнул и отложил книгу.
–– В один хлоп? – сказал отец, – он сидел перед телевизором, уставившись в экран, на котором леди Баг1 в красном пятнистом костюме крутила свой медальон. – Я – суперкот.
–– Мам, – я вытянул из стенного шкафа киберсьют, – Я пойду к Свиридовым. – Обратился к нему: – Зуд, проснись, нам надо идти.
Мама вышла из кухни и кивнула.
–– Мы спать ляжем, постарайся не шуметь, когда придешь, у отца сон чуткий, разбудишь, будет веселая ночь, – говорила она немного нарочито, будто роль читала по бумажке, – у тебя же завтра сутки!