Оглавление
Предисловие 1
Ямайская система 3
Встречи «Большой Двадцатки» в Давосе 4
Блеск и нищета «политического» БРИКС, затмившего непорочный экономический союз 6
«Обеспечительные бумаги» и биржевые товары: что своевременно не сделали Китай и Россия 10
Ещё раз о Бреттон – Вудских соглашениях 12
Золотой стандарт, президент Никсон и доллар: закладка фундамента под нынешний кризис 14
Роль Пола Волкера в росте географии и масштабов кризиса 18
«Необычайная неопределённость» и уход Бена Бернанке как кульминация провала программ «количественного смягчения» в США 20
Роль процентных ставок в формировании курсов валют 21
Почему работа «печатных станков» мировых центробанков не приводит к глобальной инфляции? 23
Отрицательные процентные ставки: «что за фрукт и с чем его едят?» 24
Бильдербергская группа: правда и вымыслы 26
Японская иена: валюта «вверх тормашками» 27
Розничные продажи как главное мерило провала современной экономической доктрины 28
Розничные продажи и состояние рынка труда 30
«Перепроизводство» или «недоспрос»? 32
Особенности национальной охоты: формирование валютного курса в России 33
Роль и реальная стоимость золота в условиях продолжающейся дискредитации «бумажных» денег 53
Запуск биржи физического золота в Шанхае и его вероятные долгосрочные последствия 55
Доллар и классическая роль денег: без декораций и ретуши 56
Так есть ли какой-то выход из сложившейся ситуации? 58
Заключение: чрезмерная монетизация глобальных активов как угроза либеральной «западной модели» рынков 59
Синопсис
Книга посвящена обобщению наиболее значимых геоэкономических событий в мире финансов за истекшие 8 лет с начала мирового финансового кризиса. Отдельный упор сделан на анализ монетарных систем, причины непопулярных действий мировых центробанков, включая Банк России, а также проблемы курсообразования мировых валют и российского рубля. Книга может быть полезна как частным трейдерам и студентам экономических вузов по специальностям «макроэкономика» и «денежный рынок», так и широкому кругу интересующихся новыми экономическими реалиями мира читателей.
После написания моей первой книжки «Это дефолт!» о мировой экономике и рынках прошло уже 7 лет, и с тех пор многие «эпохальные финансово-экономические эксперименты» показали свои истинные лица и состоятельность. Хотя за повседневной суетой мы порой за соснами не видим леса – многие удивлены, как мало внимания в российских СМИ и публицистических изданиях уделено мировой экономике. Зайдя в любой книжный магазин, нетрудно найти несколько десятков учебников и монографий, посвящённых современной политике, политологии и истории. Кроме того, на полках появилось неприлично большое количество биографий и автобиографий – людей, которых порой трудно назвать даже известными, не то что знаменитыми. Вместе с тем, судя по моему опыту общения с выпускниками экономических факультетов и вузов, экономические дисциплины до сих пор преподают на базе знаний, актуальных на конец 80-х—начало 90-х прошлого века, хотя экономические постулаты меняются у нас на глазах!
Молодые люди, готовящиеся к получению дипломов по соответствующим специальностям, прекрасно умеют пользоваться оценочными моделями, но зачастую приходят в замешательство при попытках ответов на такие внебазовые вопросы, как, например, что явилось причиной финансового кризиса 2008 года; почему центробанки продолжают скупать на свои балансы облигации, а не другие виды ценных бумаг; зачем ЕЦБ и Банк Японии ввели отрицательные процентные ставки по депозитам, и т. п.
В отличие от предыдущей, в этой книжке я решил полностью отказаться от повествовательного стиля, чтобы целиком сосредоточиться на фактах новейшей экономической истории и их толковании. На страницах социальных сетей я вижу бесчисленные пространные беседы на экономические, финансовые темы и споры о том, как меняющаяся реальность влияет на концепции успешного трейдинга. У нас есть несколько замечательных образовательных ресурсов – в первую очередь, SmartLab и другие, прилагающие максимум усилий для поддержки инвесторов в наиболее острых и злободневных вопросах текущего дня. И всё же, информация доносится до читателя весьма фрагментарно, и чаще всего в виде разрозненных статей в стиле ZeroHedge или SeekingAlpha. Мне же виделся пробел в системном материале лекционного характера.
В итоге, как я думаю, материал получился менее популярным и пригодным для чтения на досуге, но, как я надеюсь, более насыщенным фактами – а потому, возможно, полезным для тех, кто искренне хочет разобраться в тех внешних процессах и управляющих ими ключевых персоналиях, которые приводят к тем экономическим парадоксам и курьёзам, которые окружают нас сегодня и непосредственно влияют на качество наших жизней и содержимое наших кошельков. В этом смысле, я очень надеюсь, что данная книжка окажется полезной для студентов старших курсов гуманитарных вузов для ответа на их факультативные вопросы экономической и околоэкономической тематики.
В этот раз мне удалось поработать совместно с моей коллегой Яной Янкович из компании TeleTrade, чей материал позволил нашей совместной работе обрести практические очертания и привязку к российским реалиям валютного рынка. Я был приятно удивлён, когда увидел столь широкую эрудицию и академический склад ума, присущий её таланту начинающего специалиста. Всё же, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, поэтому я надеюсь на снисходительность читателя – в том случае, если он не найдёт ответов на какие-то сугубо прикладные вопросы. Я не ставил целью писать учебник по трейдингу или финансовой аналитике. Задачей этого материала было исключительно построение топографической карты узких мест современных финансов и экономики. Именно по этой причине я не стал тратить своё время и время читателя на такие «транзиторные» вещи как Grexit, Brexit, «потолок» госдолга США или, скажем, дефолт Пуэрто-Рико.
Выражаю признательность и любовь своей маме, которая натолкнула меня на идею продолжить мои письменно-буквенные эксперименты.
* * *
Шёл ноябрь 2008 года. На дворе накрапывал обычный московский дождь, который так часто навевает мысли о новогодних каникулах в жарких странах. Но всех финансистов, трейдеров и простых обывателей преследовал один и тот же вопрос: насколько глубоким будет внезапно разразившийся глобальный кризис и как долго он продлится. Едва ли кто-то мог наверняка ответить на этот вопрос.
В России Внешэкономбанк выбивался из сил, на корню скупая резко обвалившиеся на пике мирового финансового кризиса акции Сбербанка, ВТБ, Газпрома и Роснефти. «Более частные» компании выкупали с биржи свои акции самостоятельно. На любимых деловых радиостанциях – Бизнес и Коммерсант ФМ – харизматичные ведущие «в окопах» прочили скорый обвал доллара и крах американского фондового рынка. Западные СМИ вторили страшным интуитивным догадкам и опасениям обывателей: в Штатах набирало силу движение «Оккупируй Wall Street», обанкротился обладавший наивысшими кредитными рейтингами от «Большой тройки» Lehman Brothers и вслед за ним – после массового бегства вкладчиков – один из крупнейших британских банков Northern Rock, закачались ирландская Anglo-Irish и германская Hypo Real Estate. В Штатах полным ходом шли поглощения обанкротившихся региональных банков более крупными участниками рынка: в одночасье исчезли с лица земли Washington Mutual, IndyMac, Wachovia и десятки других, прежде весьма популярных у американцев и, казалось, незыблемых розничных банков.