Способно ли вдохновение влиять на человеческий организм? Без всякого сомнения, вдохновение меняет психику человека, его физиологию.
Объясняя феномен вдохновения, знаменитый психолог Т. Рибо использовал аналогию с гипнотическим сомнамбулизмом. Он говорил, что вдохновение лишь наименьшая степень последнего. Действительно, возможности человека, которые пробуждаются в моменты глубокого гипноза, восхищают. У загипнотизированного появляются сверхвозможности управлять своим организмом, своей памятью. Он может вспоминать все события прошлого до мельчайших подробностей. В стадии сомнамбулизма внушением настраивается восприятие. Оно может достигать поразительной сверхчувствительности – при этом улавливается по заданию, например, запах мыла, находящегося в соседней комнате. Или человек по слабому запаху, подобно собаке, безошибочно определяет принадлежность вещи её хозяину.
И все-таки Рибо ошибался. Вдохновение представляет собой явление, намного более сложное и таинственное, выходящее за пределы транса и гипнотических феноменов. Хотя, конечно, в состоянии гипноза при использовании корректных установок, внушений вдохновение может быть вызвано с достаточно большой легкостью. Но это не отменяет его собственную тайну и значение.
Творцы описывают вдохновение, наделяя его эпитетами непостижимой и чудотворной, божественной силы. С чем еще ассоциируется это состояние? Знание ассоциаций, хотя бы отчасти, позволяет проникнуть в эту часть смысловой вселенной.
Например, вдохновение ассоциируется с обновлением в самом широком смысле этого слова. Весна, пробуждение сил. Вдохновение, как могучий поток, уносит груз сомнений, страхов. Тают заторы прежних неудач, принося взамен свежие решения, новые идеи.
Вдохновение ассоциируется с полётом, легкостью, освобождением от ограничений, возможностью видеть дальше обычного, устремляться к высотам, когда все вдруг проясняется, становится понятным, легко отделяется суетное и истинное, недостижимое становится возможным.
Некоторые ассоциации с вдохновением не так очевидны для большинства, на них не обращают внимание. Хотя при внимательном рассмотрении именно они позволяют понять скрытую силу и мощь этого состояния.
Вдохновение – великий дирижер, создатель композиций, творец систем. Ему подвластны не только филигранная отделка отдельных деталей, но согласование их с целостностью творений, зарождение и развитие самой жизни.
По большей части этот создатель миров спит, как спят внутри нас другие великие возможности: внутренние доктора, способные излечивать болезни, поэты, мастера своего дела. Как пробуждать вдохновение и как использовать его способности?
Эта книга продолжает серию книг о вдохновении, его ресурсах, технологиях работы с этим состоянием. Замысел книги – собрать вместе современные эксперименты, исследования, увидев их под новым углом: состояние вдохновения – естественная возможность возвращения молодости.
Для этого в первых главах книги читатель рассмотрит аргументы в поддержку концепции: старение организма имеет причины системного характера. Устранение этих причин требует особого внимания к регулятивным функциям. Как следствие, понятна причина, по которой вдохновение – великий дирижер целостности – рассматривается как главный герой сражения за молодость ума и тела. Читатель узнает о роли нейрогормональной регуляции в организме человека, современных исследованиях в этой области, возможностях влиять на физиологические процессы.
Во второй части книги читатели познакомится с состоянием вдохновения, его возможностями.
Знакомство с новой информацией о вдохновении, современных экспериментах с омоложением организма даст не только знания, но и ожидания, психологические настройки для бессознательного, возможность реальных изменений в организме. Все эти процессы называются сегодня, достаточно широко и условно, эффектами плацебо. В книге этот феномен, как и многие другие, не обделен вниманием, подробно рассматривается применительно к вдохновению, сохранению и возвращению молодости.
Вдохновение вместо стресса – системные ресурсы молодости
Глава 1. Гормоны – причина старения организма?
В течение двадцатого века в научной среде и обществе постепенно формировалось представление о важности гормональной регуляции. Сегодня гормонам, все в большей степени, отводится роль главного посредника в управлении жизнью организма. Гормональный сбой может привести к ожирению, сердечно-сосудистым и иным заболеваниям.
Как задаются программы выработки гормонов? Как изменяются с возрастом?
История изучения влияния гормонов на старение человеческого организма началась в конце девятнадцатого века. В это время известному ученому Броун-Секару – президенту Французского биологического общества – пришла идея попробовать для омоложения своего организма вытяжки из молодых животных. В течение нескольких недель по старой доброй научной традиции ученый педантично проводил эксперимент над своим телом: вводил себе под кожу водный настой яичек молодых собак и морских свинок, смешанный со спермой и свежей кровью из этих яичек. Результаты эксперимента обнадежили ученого.
1 июня 1889 г. профессор Броун-Секар прочитал доклад на заседании Французского биологического общества. В своем докладе он сообщил об этом эксперименте, его результатах. Хотя научная публика холодно, с насмешками приняла его выступление, сообщение с восторгом подхватили газеты, мгновенно сделав популярным имя автора и его новое средство.
К тому моменту Броун-Секару уже исполнилось 72 года, и возраст ощущался им все с большей силой. Раньше он был наполнен энергией. Бегал по лестницам, легко перепрыгивая через ступеньки; проводил за экспериментами долгие часы, поспешно записывал пришедшие в голову идеи на первом попавшемся клочке бумаги. Ночью спал не больше четырех-пяти часов. Часто начинал свой рабочий день за письменным столом уже ранним утром.
Теперь его жизненная энергия начала оставлять его. Поскольку Броун-Секар на протяжении всей жизни тщательно вел дневник наблюдений за собственным телом, то он мог сделать обоснованные выводы. Ученый измерял многие показатели жизнеспособности своего организма, такие, например, как сила мышц. В 40 лет он мог вес 50 кг поднять одной рукой. Теперь, когда ему исполнилось 72 года, Броун-Секар в лучшем случае поднимал 37 и не больше. Он быстро уставал, плохо спал, часто страдал бессонницей и мучился запорами. Неужели ничего нельзя изменить?
Быстрое развитие в конце девятнадцатого века новой науки – физиологии, давало надежду. И Броун-Секар на свой страх и риск сделал попытку вернуть молодость.
Ученый исходил из того факта, что период наиболее энергичной деятельности организма совпадает у самцов различных биологических видов с периодом половой зрелости, а затем эта усиленная деятельность ослабляется вместе с сексуальной активностью. Его идея была простой: активность организма должна быть связана с выделением в яичках какого-то особого вещества.