Дорогие читатели, текст, который я хочу вам представить, собран на основе материала из моего паблика «Вконтакте», так же, как и предыдущая книга «На полпути к горизонту». Это её прямое продолжение. Статьи, заметки и эссе новой книги датируются 21-22 годами. За это время я окончательно разучился разделять спортивную и не спортивную составляющие своей жизни.
Когда я берусь за какую-то спортивную тематику, чтобы найти что-то новое и интересное, понять ещё не понятое, приходится выходить за пределы спорта. Если же, наоборот, появляется тема, изначально не связанная со спортом, она так или иначе незаметно пробирается в сферу моей тренерской деятельности. Именно поэтому из множества вариантов названия, включающих «Как я научился плести монгкон», «Искусство свободных» и даже «Король короедов», я выбрал то, которое вы видите. Мир мал и един, даже то, что не находится в ринге – недалеко от него.
Я разделил книгу на несколько частей. Первая будет интересна преимущественно тренерам и спортсменам, людям, далёким от спорта, она может показаться не особо ценной. Вторая плюс-минус рассчитана на обе вышеперечисленные категории, третья и последующие могут показаться спортивной аудитории излишними. Пожалуйста, не сердитесь на меня, это, в сущности, дневник тренера по тайскому боксу, а не учебник по муай тай.
В качестве приложения к тексту я добавил план летних сборов, написанный в соавторстве с моим другом и коллегой Денисом Андреевичем Ковалем. Сборы были успешно проведены нами в августе 2022 года в Новоржеве. Этот маленький уютный город и его люди навсегда останутся в моем сердце.
Методическое и педагогическое.
Публицистика.
Блокнот
Эссе
Коломяжский дневник и немного Мшинской.
* Приложение. Тренировочный план спортивных сборов в Новоржеве 2022 (совместно с Денисом Андреевичем Ковалем).
Методическое и педагогическое.
10.11.21
В работе над улучшением техники спортсмена методиста подстерегает опасная ловушка: многим кажется, что для исправления технических элементов необходимо заострять внимание только на отработке техники. Иногда вспоминают про связь техники с ОФП и растяжкой (как правило, только ног). В ряде случаев даются подводящие, что, безусловно, полезно. Вот только спортсмен как продолжал делать ошибку, так и продолжает. Что предпринять? Искать бутылочные горлышки в биомеханике и делать специализированные упражнения. Глупо учить человека правильно управлять автомобилем, если у авто спущены колеса, проблемы с рулевым или тормозом.
Приведу пример. Недавно начал работать на результат с одним из своих лучших спортсменов. Тренируемся после долгого перерыва. Сразу же увидел недостаточность вращения на кике и отсутствие глубины удара коленом, а также гипертонус спины, осложнённый небольшим лордозом. Сходили в гости к уважаемому мной специалисту по кинезиологии. Подумали. Проблема с коленом оказалась связана с ассоциированием тазобедренного сустава и поясницы. Т. е. функцию, которую на развороте при ударе коленом должен выполнять тазобедренный сустав, начинает безуспешно выполнять поясница. Лордоз и гипертонус в помощь. Боли в поясничном отделе, само собой. Для решения проблемы нашли упражнение на диссоциацию тазобедренного от поясницы.
Также решили отказаться от подводящих, где должны быть задействованы и тазобедренный, и поясница: например, колени с зарядки по мешку. Последнее очень хорошо иллюстрирует принцип работы с бутылочными горлышками, который говорит о том, что при наличии такового воздействовать на систему в целом малоэффективно, а подчас и вредно. Иными словами, если, в нашем случае, давать серии коленями на мешке, они будут выполняться за счёт поясницы, и ассоциирование продолжит усугубляться, и никаким самоконтролем над техникой эту проблему не решить.
Еще ярче принцип, обозначенный выше, проявился, когда стали искать причины недостаточности вращения. Я сразу увидел, что проблема заключается в мышцах кора… и чуть не допустил серьёзную ошибку, планируя давать спортсмену упражнения на прямые и косые мышцы живота, а также гиперэкстензию для спины. Золотой стандарт, верно? Но на первой же тренировке стало понятно, что не всё так просто. Спина оказалась замечательно развита (спортсмен иногда самостоятельно делал упражнения на неё), а вот прямые живота слабые, косые же вообще атрофированы. И работу, которую должен был выполнять пресс, во многом взяла на себя спина. Понятно откуда такой гипертонус! Само собой сформировался порочный круг: спина берет на себя функции пресса, пресс не развивается, что, в свою очередь, заставляет спину выполнять то, для чего она не предназначена. К черту гиперэкстензии! Делать спину сильнее – усугублять дисбаланс.
Разбор биомеханики спортсмена человека похож на детективное расследование. Захватывает и постоянно сталкивает с новыми парадоксами и открытиями. Подразумевает тонкую, сложную работу и изящные решения. А в результате – позволяет вспомнить эмпирическое правило, согласно которому любая продвинутая технология неотличима от магии.
Не ищите проблемы техники только в технике. Техника абстрактна, тело конкретно.
10.11.21
В обучении единоборствам (и не только) я выделяю вертикальные и горизонтальные каналы передачи информации. Вертикальные – от тренера к ученику. По горизонтальным каналам информация приходит к спортсмену из среды, в которой он находится, от других спортсменов и из медиапространства. Вертикальные каналы наглядны и осознанны, то же, что касается горизонтальных, менее понятно. Их часто или недооценивают или, наоборот, переоценивают. Существует ряд тренеров, которые работают, пользуясь лишь горизонтальными каналами. Часто это возрастные авторитеты, специалисты с большим административным или финансовым авторитетом, тренеры сборных. Многие из них в моём понимании вообще тренировать не умеют… но при этом дают неплохие результаты. Как? Формируя среду, подбирая спарринг-партнеров, устраивая сборы и т. д. Безусловно, в рафинированных случаях это скверный подход, подменяющий обучение отбором и работающий только при наличии большого потока тренирующихся. Бывает и противоположная ошибка – попытка вырастить спортсмена в вакууме, пользуясь только вертикальными связями. Такое случается в ситуации вынужденной или осознанной изоляции от спортивного сообщества и тоже редко приводит к чему-то хорошему.