Люди издревле селились вблизи воды, предпочитая строить большие и малые города в дельтах крупных рек, на берегах морей и озер. Даже не зная того, что вода – источник жизни на Земле, наши предки тянулись к естественным водоемам так же, как делаем это мы, предпочитая проводить отпуск около моря или выезжая на выходные к реке. Близкое расположение водоемов позволяло человеку выжить в нелегких природных условиях. Именно возле естественных водоемов появились и активно развивались аграрные цивилизации, на основе которых возникли могущественные рабовладельческие государства. И если первые тысячелетия человеческой истории наши предки во всю пользовались имеющимися благами природы, то за несколько веков до нашей эры начали сами активно вмешиваться в епархию Матушки-Природы, сооружая искусственные водоемы там, где изначально их не было и в помине.
С развитием искусства создания садов люди оценили декоративные и практические возможности водоемов. Очень быстро вода стала душой сада, независимо от того, в какой части света этот сад разбит. Водоемы украшали сады древних китайцев, египтян и ассирийцев уже четыре тысячелетия назад. Первые искусственные водоемы использовались сугубо в утилитарных целях: для выращивания плодовых растений, разведения рыб и водоплавающих птиц. С возникновением религии и появлением культовых сооружений функции садовых водоемов увеличились: к ним добавилось сакральное значение водоема (воды). Ни один сад, разбитый вокруг храма, не обходился без водоема правильной формы. Со временем, когда искусство садоводства достигло той стадии, что стало доступно и светским лицам, водоем все больше и больше превращался в декоративный элемент, «обрастая» фонтанами, водопадами, статуями и декоративными растениями.
На территории первых рабовладельческих государств, возникших в районе рек Тигр и Евфрат, наличие водоема не только считалось признаком материального благополучия, но и, по большому счету, было необходимостью в условиях засушливого ближневосточного климата. В первую очередь прославились своими садами ассирийцы, как будто стремившиеся воплотить в реальность миф о райских кущах. Самое известное рукотворное садово-парковое произведение того периода – висячие сады Семирамиды, представлявшие собой четырехэтажное сооружение, засаженное деревьями и кустарниками и орошаемое при помощи водяного колеса. Греческие историки Страбон и Геродот назвали сады Семирамиды одним из семи чудес света. Простые междуреченцы в меру своих возможностей и социального положения подражали владыкам мира сего и разбивали около своих домов садики попроще, с пальмами, плодовыми деревьями и непременным бассейном прямоугольной формы, расположенным в центре сада. Древние египтяне использовали бассейны для омовения и хранения воды, поступавшей непосредственно из Нила. Вода поставлялась к водоему по трубам и вытекала в него красивыми водными струями. Система каналов, связывавших главную речную артерию страны и частные водоемы, использовалась для орошения полей. Если на территории сада было несколько водоемов, то часть из них отводилась под разведение рыбы, домашней птицы и лекарственных растений.
Огромное влияние на развитие восточных (главным образом индийских и ближневосточных) и европейских водных садов оказали сады Древней Персии – геометрически выверенные, с разветвленной системой водных каналов и небольшими площадками, засаженными растениями. В засушливой Персии вода считалась сокровищем и ценилась на вес золота. Здесь сады с водоемами являлись символом богатства и власти, сама же вода символизировала жизнь. Вода в искусственных водоемах была рассчитана на оросительные цели. Более того, вся система орошения была продумана таким образом, чтобы вода расходовалась как можно более экономно. В то же самое время, древние персы не забывали и о декоративной стороне дела. Основными компонентами традиционного персидского сада были:
– вода – для орошения;
– зеленые растения – для защиты от солнца;
– цветы – для аромата и яркости;
– музыка – для ублажения слуха.
В основе персидского сада лежал круг, поделенный водными каналами на четыре самостоятельных части. Крестообразный принцип деления назывался «чахар-ба» и символизировал упоминаемые в Коране четыре реки, текущих из одного источника в разных направлениях. В центре сада, на пересечении каналов, обычно располагался небольшой пруд с журчащими фонтанами или без них. Чаша водоема, как правило, четырех– или восьмиугольной формы и стенки водных каналов были выложены изразцами или небесно-голубой мозаикой, подчеркивающей глубину.