С незапамятных времен поэты и художники изображали святость как ореол света. Из света сотканы библейские ангелы, им окутаны буддийские святые, а на древних наскальных рисунках вокруг голов предков племени светятся нимбы. В истории зафиксированы случаи, когда от святых или духовных наставников исходило видимое сияние. Еще есть поразительно похожие рассказы людей, видевших яркий свет во время клинической смерти или сияющего ангела в необычайно реалистичном сне.
Мы воспринимаем свет как проявление набожности, мира и любви, а также признак могущества, силы и неподдельной духовности.
Современные духовные традиции утверждают, что свет находится внутри каждого из нас. Зайдите в любой класс йоги, и вы услышите традиционное санскритское приветствие «Намасте», которым обмениваются учитель и ученики. Знаете, что оно означает? «Мой внутренний свет склоняется перед вашим»[1]. А экстрасенсы любят заканчивать свои статьи и семинары фразой «любовь и свет».
Мы все отчетливее осознаём, что свет – вокруг нас, внутри нас, что, по сути, мы и есть свет.
Но почему тогда наш мир так темен? Почему в нем так много горя, если (а я точно это знаю!) Вселенная есть любовь?
Вселенская любовь – вовсе не пустая болтовня, просто большая часть населения этой планеты забыла о ней. Люди отвернулись от света и превратили свою жизнь в тернистый путь, каждый шаг на котором приносит страдания и им самим, и миру.
Я полагаю, что Вселенная стремится это исправить, пытается излечить Землю. Свет необходим нам сейчас как никогда раньше. Он взывает к нам. И я верю, что каждый человек – это физическое воплощение Вселенной – слышит его зов.
Он может проявляться по-разному: в возникшем чувстве, в сильном эмоциональном порыве, в настойчивом позыве к действию. Он может обернуться желанием обрести уверенность в себе, изменить свой образ жизни, избавиться от зависимости. Или помочь другим.
Людей, чья душа ясно слышит этот зов, называют служителями света, признавая, что вся их жизнь и труд есть озарение.
Пора и нам внять этому зову – чтобы воссиять, рассеять тьму и довериться любви. Тот факт, что вы держите в руках эту книгу, показывает, что вы уже сияете, но готовы на большее. Я хочу отдать вам честь – прямо сейчас, в эту секунду. Я почтительно кланяюсь вам, а свет во мне преклоняется перед вашим светом.
Но важно не только то, слышим ли мы этот зов, но и то, как мы на него реагируем.
Любое исцеление начинается изнутри. Знакомые слова? Так вот: это правда. Чтобы поменять мир, нужно начать с себя, ведь все, что мы делаем для себя, в конечном итоге сказывается на мире вокруг. Ответить на зов света – значит стать лицом к лицу с собственными страхами, избавиться от тьмы в своей душе и прогнать тем самым частицу тьмы из Вселенной. Звучит банально, но сделать это не так-то просто.
Книга, которую вы держите в руках, поможет вам донести миру свой внутренний свет и укажет путь к настоящей воинской доблести.
Глава 1. Не все ангелы белые и пушистые
«Суть воинственности, или суть человеческой храбрости, – в отказе от любых разочарований».
Чогьям Трунгпа
Пока я не познакомился с йогой, слово «воин» вообще не входило в мой лексикон. Однако в названиях асан это слово встречается повсеместно, и я не помню ни одного занятия по йоге, которое не включало бы в себя такую асану. Так что на протяжении последних восьми лет я практиковал «воинские» асаны, ни в коей мере не причисляя себя к воинам. Когда я думал о войне, на ум мне приходили боевые кличи, лязг железа и запах крови. Не самые возвышенные мысли.
Для меня, как и для множества других людей, понятия «воинственность» и «духовность» почти не соприкасаются. В то же время я не разделяю распространенное мнение, что быть духовным – значит верить в любовь до гробовой доски и вечно оставаться милым романтиком. Честно говоря, я далеко не всегда нахожу общий язык с людьми, живущими в розовых очках и верящими в единорогов (хотя единороги мне нравятся). И, например, не могу пропустить мимо ушей слова грубиянов, на которых мне отчего-то «везет».
Собирая материал для одной из своих книг, я понял, что быть слугой света стало новой модной тенденцией. Я признаю, что многие из тех, кто прошел путь воина, действительно проделали титаническую работу, чтобы поделиться своим светом с окружающими. Но также вынужден заметить, что большинство современников просто присваивает себе популярный титул, а на деле едва ли готово сделать для мира нечто большее, чем угробить волосы розовой краской.
Для меня быть слугой света означает тяжкий труд и никакого позерства. Раз уж мы собираемся спасти планету, надо действовать решительно. И я сейчас говорю не о постах в инстаграме о покупке очередных магических аксессуаров (хотя, что греха таить, сам такой ерундой занимался), а об обретении истинной духовности. Не прятать свое дерьмо под розовой глазурью, но найти в себе смелость встать лицом к лицу со Вселенной. Не побояться служить миру. Только такие люди могут по праву называться земными воплощениями ангелов.
Пока я обдумывал эту концепцию, мне в голову приходили все новые и новые идеи. Не все ангелы добрые милашки, и далеко не все они сидят на облачке, поигрывая на арфе. Некоторые ангелы облачены в броню и держат в руках оружие. Они – беспощадные воины. Взгляните на одного из самых известных, Архангела Михаила. На иконах он мужественно красив, закован в доспехи, держит в руках воздетый огненный меч и попирает ногой поверженного им Люцифера.
Для тех, кто не знает эту историю, кратко перескажу Библию. Архангел Люцифер затеял на небесах бунт. Возможно, он хотел власти, а может, желал обрести свободу. Как бы то ни было, Господь Бог не мог уступить небесный престол бунтовщику и призвал Михаила со всем его архангельским воинством покарать изменника.
Сильная аллегория, правда? И яркая иллюстрация идеи, что любовь (Михаил) гораздо сильнее страха (дьявола). Так Священное Писание объясняет нам, что воин может быть невероятно могущественным и одновременно исполненным любви. Ангелы – это воины любви, обязанные быть сильными, чтобы помочь нам преодолеть наши страхи, воспрянуть духом и телом. Так что не ждите от истинных воинов света, земного воплощения ангелов, что они будут красивыми и кроткими. Они хоть и светлые, но все же воины.