Сказ про Кота учёного да дудочку волшебную
В далёкой стране за семью морями, за двенадцатью горами, за лесными чащами жили-были Король с Королевой. Король был мудр и справедлив и звали его Всеслав, Королева была нежна и заботлива, и носила она имя Милана. Дружно жили между собой король с королевой, да и с соседями своими они всегда договаривались. Королевство процветало, богатело, люди славили своих правителей, уважали и любили их за заботу и справедливость. Одно только заботило Всеслава и Милану: не было у них деточек. И молились они, и к знахаркам ходили, а деток Бог не давал. Король переживал, да и королева кручинилась по этому поводу. Да делать нечего.
Однажды ночью приснился королеве Милане странный сон: видит она во сне кота рыжего, пушистого, который с ней человеческим голосом разговаривает. И поведал ей кот такую историю: давным-давно, когда ещё строился Королевский замок, согнали с этого места семейство злобных чёрных крыс. Затаили обиду крысы на королевскую семью, поклялись отомстить потомкам. Старая злая крысиная королева Людвига Феодоровна вместе со своими помощниками проникла в королевский амбар и выкрала волшебное зерно, которое обеспечивало потомством всю королевскую династию, да и спрятала это зерно глубоко в своей норе. Полчища крыс охраняли нору Людвиги Феодоровны, злобно набрасываясь на всех, кто приближался.
Проснулась королева Милана в своей постели, а сон странный, как картинка, перед глазами стоит: и кота рыжего видит, и крысу чёрную злобную, и зерно волшебное, как звёздочка, перед глазами сияет.
Вышла в сад королева на прогулку, а в голове всё сон крутится. Идёт она по саду, вдруг слышит в кустах пищит кто-то, да так жалобно, что защемило сердце доброй Миланы. Наклонилась она и достала из кустов махонького, дрожащего от страха рыжего котёнка, едва месяца от роду. Был он грязный, мокрый, лапки поранены, будто зубами острыми. Прижала к себе королева несчастного котёнка и побежала домой мыть, кормить, да лечить бедное создание.
Выходила Милана котёнка, вылечила, подрос он, распушился и, как собачка, за королевой бегал, спал на её кровати в ногах, не разлучаясь с ней ни на минуту.
Королева дала ему имя Огонёк, котёнок легко на него откликался, а временами, когда Милана с ним разговаривала, он склонял голову набок, будто понимал всё, что ему говорили, только не отвечал.
Прошёл год или два, вырос Огонёк в большого пушистого рыжего кота, точь-в-точь как королеве Милане во сне привиделся, да только говорить не умел.
Как-то раз пошла Милана погулять по лугу, Огонёк, как водится, за ней увязался. Припекло солнышко, устали ноги у королевы, решила она сесть под берёзкой отдохнуть немного, да сама не заметила, как заснула.
Вдруг подул ветер непонятно откуда взявшийся, тучка солнце заслонила, мелькнул во мгле чёрный силуэт, будто стрела чёрная прямо на рыжего кота нацелилась, и в один миг тёмная тень подняла и унесла с глаз долой Огонька, верного друга Миланы. А тут и тучка исчезла, снова солнце вышло. Очнулась королева от сна, оглянулась, а нет нигде верного Огонька, исчез и следов не оставил. И звала его Милана, и искала, и аукала, но пропал Огонёк, будто его и не было никогда.
Долго плакала и горевала королева, есть-пить не хотела, дружка своего пушистого звала и искала, но всё напрасно. Всеслав утешал её, как мог, предлагал другого котёнка взять, но королева была безутешна, всё тосковала по Огоньку своему, будто вместе с ним и радость жизни она утратила.
Чахнет на глазах королева, худеет да бледнеет день ото дня. Созвал король лекарей да знахарей, чтобы нашли лекарство для королевы от тоски-кручины, но ничего не помогло.
Опечалился Всеслав, что не может помочь жене любимой, огорчился. Все слуги тоже огорчаются, все любили Милану, добра ей желали и помочь хотели.
Была на королевской кухне повариха Агафья, мастерица печь пирожные, решила она побаловать Милану десертами изысканными, авось поест королева её блюд да повеселеет.
Напекла, наварила, накулинарила Агафья разных вкусностей по секретным своим рецептам, с ягодами ароматными, да приправами редкими душистыми. Да только всё напрасно, не стала есть пирожные грустная Милана, отказалась да спать пошла.
Не пропадать же добру, решила Агафья, и позвала на кухню пастушка, сироту лет одиннадцати от роду, усадила, накормила сладостями да морсом клюквенным напоила. А был тот пастушок умненький, не по годам развит, рассудителен, но добр и сердцем милостив. Он и имени своего не помнил, а кликали все его за нрав открытый да добрый Шадруней. Вот и спросил Шадруня у Агафьи, в чем печаль королевская. Рассказала Агафья ему, как деток Бог не дал королю с королевой, как котёнка нашла Милана да приголубила, как прикипела душой к Огоньку пушистому, как тоскует теперь от его потери.
Вызвался тогда Шадруня отправиться на поиски пропавшего Огонька, порасспросил слуг, как и когда пропажа случилась, послушал их рассказы и смекнул своим острым умом, что не обошлось здесь дело без чар злобных да колдовства вредоносного.
Пошёл Шадруня к знахарке, что в лесу жила, травами народ лечила, болезни заговаривала. Решил с ней посоветоваться. Набрал на кухне пирогов для угощенья, пришёл, постучал в ворота. Открыла дверь знахарка, пригласила пастушка войти. Самовар поставила, Шадруня угощение на стол выложил. Почаевничали они, рассказал ей пастушок, что хочет пропавшего Огонька отыскать, да злодея, его укравшего, покарать, и велела ведунья мальчугану спать-почивать на печи, мол, утро вечера мудренее.