© Воронкова Л.Ф., наследники, 2022
© Соловьёва Е.А., иллюстрации, 2022
© Вступительная статья, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2022
Machaon®
Иллюстрации Евгении Соловьёвой
* * *
«Чтобы защищать слабых, надо самому сильным быть»
Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) родилась в Москве в семье крестьянина, который приехал в столицу на заработки из Орловской губернии. Детство будущей писательницы прошло в Мещанской слободе, в деревянном двухэтажном доме на Старой Божедомке (так раньше называлась улица Дурова). Сейчас это один из центральных районов Москвы, но ещё сто лет назад здесь была городская окраина, а многие её жители держали у себя коров и лошадей. Воспоминания об этом времени Воронкова отразила в автобиографической повести «Детство на окраине» (1959). Её главная героиня – восьмилетняя Соня Горюнова – очень похожа на саму писательницу. Она мечтает стать художницей и любит рисовать, причём делает это не только в своей тетрадке, но и на стенах, заборах, даже на земле! Вскоре девочка начинает посещать городское училище, где её талант замечает преподавательница Елена Петровна, которая во всём поддерживает Соню и помогает ей привыкнуть к новой обстановке.
Точно такую же любовь к рисованию обнаружила в себе Люба Воронкова. До конца жизни самым ценным подарком она называла коробку цветных карандашей, которую ей подарили в детстве. Благодаря помощи своей учительницы и большому трудолюбию девочка сумела поступить в Строгановское училище. К сожалению, закончить его она не смогла. В 1917 году в охваченной революционными волнениями Москве начался голод. Родители Любы, у которых было пятеро детей, были вынуждены уехать из города в маленький подмосковный посёлок Коськово.
Деревенская жизнь в то время была трудной. Двенадцатилетней Любе приходилось помогать отцу и матери по хозяйству: пахать землю и полоть грядки, косить траву и кормить корову, носить воду из колодца… Однако девочка никогда не жаловалась ни на тяжёлую работу, ни на вынужденный переезд. Люба находила радость в чтении литературы по вечерам, а также в красоте лесов, окружавших их небольшой посёлок. Будущая писательница сохранила в памяти всё увиденное и много лет спустя перенесла это на страницы своих книг. Не случайно местом действия многих произведений Воронковой является русская деревня с её бескрайними полями, густыми лесами и тихими речками. К таким произведениям относятся и собранные в этой книге сказочные повести «Волшебный берег» (1964), «Защитник слабых» (1968) и «В гостях у бабушки Марфы» (1971).
Юные герои этих историй Лёня и Аринка очень любят проводить время на природе. Они помогают Лёниной сестре Фене на утиной ферме на берегу лесного озера: они ухаживают за её маленькими жителями и оберегают их от хищников. Там ребята знакомятся с одиноким Пугалом и загадочным зверьком по имени Ардыв. Друзья легко находят общий язык с обитателями леса, потому что относятся к ним очень бережно. Они не ломают молодых веточек, не разоряют птичьих гнёзд и не стреляют в белок, чувствуя ответственность за братьев наших меньших. Совсем не таков старший брат Аринки Корней. Он не хочет помогать ребятам и равнодушно относится к лесным животным и птицам (вероятно, поэтому они не разговаривают с заносчивым мальчиком). Однажды Лёня даже ссорится с Корнеем из-за этого и понимает, что ему нужно стать сильным, чтобы защитить ту хрупкую красоту природы, которую, к большому сожалению, не умеют ценить многие люди.
Своя заветная цель была и у Воронковой. Через несколько лет она вернулась в Москву, решив стать писательницей. Для этого по вечерам после работы Любовь Фёдоровна посещала литературный кружок, которым руководил литератор Джек Алтаузен. Вскоре в газете «Комсомольская правда» было напечатано её стихотворение о домработнице Варваре, история которой напоминала жизнь самой Воронковой. После этого успеха писательница решила, что будет сочинять произведения о чём-то хорошо знакомом, понятном и любимом, а не пытаться придумать что-то далёкое от настоящей жизни. Она стала сотрудником журнала «Пионер» и писала статьи о сельских тружениках, с которыми знакомилась во время рабочих поездок по стране. Каждое лето Воронкова навещала свою семью и дорогие её сердцу места. Впечатления от этих путешествий легли в основу её первого сборника рассказов «Шурка» (1940), названного в честь любимого брата писательницы. В годы Великой Отечественной войны Любовь Фёдоровна посвящала свои книги подвигам партизан, судьбе деревни и детям, оставшимся без родителей. Это «Лихие дни» (1942), «Девочка из города» (1943), «Село Городище» (1947) и другие.
Уже в своём зрелом творчестве Воронкова обратилась к историческому жанру, написав повести о персидском царе Кире Великом «След огненной жизни» (1969) и знаменитом полководце Александре Македонском «Сын Зевса» (1971). Основанные на сочинениях античных историков, эти книги правдивы и занимательны. На их страницах буквально оживают события, произошедшие более двух тысяч лет назад. И это неудивительно, ведь, создавая свои произведения, Любовь Фёдоровна вкладывала в них все свои душевные силы. Иногда она так привязывалась к героям, что не хотела с ними расставаться и придумывала продолжение их историй. Точно так же и мы успеваем подружиться с Лёней и Аринкой и немного огорчаемся, когда книга подходит к концу. Однако с нами остаётся их доброе сердце и умение разглядеть настоящее волшебство даже в самом обыкновенном лесу.
Антон Филатов,
кандидат филологических наук
– Мне сегодня ночью будет жутко одной на озере, – сказала Феня. – Моя сменщица Катя простудилась, не может дежурить.
– Возьми Алексея, – посоветовала мать, – всё-таки живая душа.
Лёня тут же бросил чурку, которую обстругивал ножом. Он хотел сделать ракету и слетать на Луну. Но если надо идти на озеро, то он готов.
Мать велела ему захватить одежонку, потому что вечером на озере холодно. А Фене подала корзиночку с едой.
– На двоих еды давай, – сказал Лёня, – а то вдруг не хватит!
– На троих дала, – успокоила его мать, – только смотрите за утками хорошенько, рот не разевайте.
– Не разинем, – ответил Лёня.
И первым вышел на улицу. Он ведь и без сестры знал, где озеро.
Феня и Лёня пришли к озеру, сели в лодку и переплыли на другой берег.
Тут на берегу, на прибрежном песке, толпилось множество белых уток.
Они были такие белые, словно только что выкупались в сметане.
– Штук сто будет, – сказал Лёня. – Сейчас сосчитаю.
– Лучше и не берись, – ответила Феня, – их не сто штук, а сто раз по сто. Ты до стольких и считать не умеешь.
Феня пошла в кладовую готовить уткам корм. А Лёня уселся на берегу и стал смотреть на уток.