Если у вас есть ребёнок, а может, двое, трое или семеро, эта книга – для вас. Если вы готовитесь стать родителями – эта книга точно вам пригодится. И даже если родительство у вас пока только в планах, эта книжка сослужит вам добрую службу. Ведь родить ребёнка на свет – это ещё даже не полдела. Самое главное и ответственное дело – это воспитать его. А этому нужно учиться.
В наше время даже в православной среде существует множество разных теорий воспитания, зачастую противоречащих одна другой. За церковной оградой этих теорий ещё больше. И так трудно разобраться, как же всё-таки «правильно», – а ребёночек растёт не по дням, а по часам, и вовсе не собирается ждать, пока мы во всём разберёмся и всё усвоим.
Но у родителей есть верный ориентир – предание Православной Церкви. Мысли о том, как воспитывать детей, как верно расставлять приоритеты в многосложных родительских трудах, щедро рассыпаны и по книгам Священного Писания, и по святоотеческим творениям; вновь и вновь звучат они в пастырских беседах и проповедях. Мы постарались собрать эти мысли воедино. Так и сложилась эта книга.
Может показаться, что и православные авторы не во всём сходятся друг с другом. Одни призывают растить детей в строгости и при необходимости наказывать; другие советуют, наоборот, не скупиться на ласку и похвалу. Одни настаивают на том, что ребёнок должен с ранних лет знать молитвы и по возможности чаще бывать в храме; другие говорят: это вы, родители, больше молитесь Богу о детях…
Мы не пытались привести все эти точки зрения к «единому знаменателю». Нам кажется, что это и не нужно: собранные вместе, высказывания святых отцов и современных нам пастырей неким парадоксальным образом образуют единое целое и взаимно дополняют друг друга, доказывая справедливость известного изречения, приписываемого не то блаженному Августину, не то Викентию Лиринскому: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всём – любовь».
Все высказывания мы распределили по ключевым темам, а внутри тематических разделов – по принципу: от Священного Писания к святоотеческой мудрости, от святых отцов – к современной пастырской литературе. Но точно соблюсти этот принцип оказалось не всегда возможно. Так что искренне рекомендуем вам прочесть всю книгу от начала до конца.
Мы надеемся, что эта книга поможет вам устроить своё сердце так, чтобы успешно исполнить главное дело христианских родителей – приблизиться ко Христу и указать путь к Нему для своих детей.
1. О воспитании и его целях
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Книга притчей Соломоновых 22: 6
Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 22: 3
Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо, не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно.
Святитель Василий Великий
Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он – своего, а тот – своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперёд, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.
Святитель Иоанн Златоуст
Главное, чтобы ребёнок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого всё доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.
Преподобный Амвросий Оптинский
Не велика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, которым бы лучше не родиться, – таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом – воспитать ребёнка и сделать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым верующим христианином.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадёжному человеку, и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного, а на то, что для нас всего дороже, именно – чтобы поручить сына человеку, который мог бы сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то что это сокровище ценнее всех прочих… Об имуществе для них мы заботимся, а о них самих – нет.
Видишь ли, какое безумие? Прежде образуй душу сына твоего, а имущество он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег, и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым.
‹…› Для детей, не получивших правильного воспитания, бедность лучше богатства, потому что первая, даже помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем, последнее, хотя бы даже кто и желал того, не позволяет вести жизни целомудренной.
Святитель Иоанн Златоуст
Не заботься, чтобы сын твой здесь прожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. ‹…› Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрствовать. ‹…› Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова – вот что доставляет Царство, дарует действительные блага.
‹…› И если тебе угодно, знай, что он с таким образованием и в свете будет самым приятным человеком. Все станут уважать его за такие речи, когда увидят, что он не вспыльчив и не домогается власти; впрочем, он получит власть и не домогаясь её… Ведь такому нельзя укрыться: здоровый среди множества здоровых может остаться незамеченным, но если между множеством больных найдётся один здоровый, то слух о нём скоро достигнет ушей царских и ему будет поручено начальство над многими народами.
Святитель Иоанн Златоуст
Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения. Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делает природа, без подвига и почти без ведома человека, где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных[1] примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть ещё высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда её возвышает соединённое с ней самоотвержение и самопожертвование. Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви.