1.1. Особенности семейного воспитания
Семья – первый социальный институт становления личности. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с людьми, формируются его вкусы и привычки, навыки поведения. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
По определению А. И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, тем самым в семье осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержка существования членов семьи.
Фундамент личности ребенка закладывается в семье. Формирование мировоззрения, отношения к окружающим людям во многом зависит от того, в какой семье растет ребенок. Именно в семье ребенок усваивает базовые нормы поведения, ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание, приобщается к духовным традициям.
В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от ее благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека. Исключительную роль в вопросах воспитания педагоги ХIХ в. Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. А. Ильин, П. Ф. Лесгафт отводили семье, где закладывается фундамент нравственности, а пример родителей составляет основу воспитания.
Семья – один из первых и наиболее устойчивых институтов традиционного общества. Процессы формирования личности требуют стабильного жизненного ритма, особой глубины и длительности межличностного общения, направленного, прежде всего, на становление и укрепление социальных и духовных связей.
Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения, сочетающая в себе целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. К целенаправленным действиям родителей относятся целенаправленные действия и поступки, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию, объяснить и пр.
Наиболее полно потенциал семейного воспитания определен в работах И. А. Ильина, который считает семью «первичным лоном человеческой культуры» [25, с. 201]. Философ говорит, что значение влияния родительской семьи настолько велико, что в течение всей своей жизни любой человек остается духовным представителем отеческо-материнской семьи, символом ее семейственного духа [там же, с. 199].
Фундаментом семейного воспитания и системы ценностей И. А. Ильин считал духовную общность – «взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями таинственной связью кровной любви». Это чувство, изначально будучи присуще семейной общности, способно развиваться и со временем обретать все большую глубину. По сути, семья становится школой любви, взаимопомощи, взаимопонимания, сотрудничества для всех своих членов.
Настоящий гражданин своей Родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности, совестливости, где взаимная любовь превращает долг и труд в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству.
Индивидуальный аспект выражается в том, что только семья способна дать ребенку самое важное – открыть путь к любви, совести, верности, самостоятельности, внутренней свободе – ко всему, что, по мнению И. А. Ильина, составляет источник личного духовного характера. В здоровой семье ребенок с раннего детства научается относиться к домашним с любовью, уважением и почтительным вниманием. Семья для ребенка – первое понимание «мы», которое вырастает из любви и доверия.
Определяя основные задачи семейного воспитания, философы как главное выделяют необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», из этих основ в будущем формируется характер человека, строится его счастье и общественное благополучие.
В. В. Зеньковский уделял большое внимание ценности труда как объединяющей основы семейной жизни и важного средства семейного воспитания, отмечая, что труд созидает «семейную атмосферу, уют и поэзию семьи – драгоценнейшие для детской души питательные силы» [16, с. 55]. Уход совместного труда из жизни семьи привел к постепенному нарушению духовной связанности ее членов – «рассечению семьи», что, по мнению В. В. Зеньковского, было главным показателем кризиса семьи ХХ в.
В трудах Н. И. Пирогова даны важные характеристики нравственного воспитания в семье. Анализируя воспоминания своего детства, наблюдая за развитием детей, Н. И. Пирогов видел основу нравственного воспитания в становлении «внутреннего человека», способного «подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной». Он считал, что необходимо развивать «присущую детской натуре» склонность с уважением и вниманием относиться к проявлениям нравственного и духовного в жизни [35, с. 324]. Н. И. Пирогов отмечал, что именно нравственное воспитание, ориентирующее человека на милосердие, служение, самопознание и вдохновение, способствует проявлению лучших сторон как индивидуального, так и национального характера. Н. И. Пирогов предупреждал об опасности пускать на самотек и оставлять нравственное воспитание без пристального внимания, объясняя, что даже при отсутствии целенаправленного руководства «своего рода нравственный кодекс» ребенка сформируется, но происходить это будет стихийно, с риском принятия за основу негативных и сомнительных образцов.
Теория семейного воспитания ребенка занимает существенное место в работах К. Д. Ушинского. Среди значимых черт русского характера К. Д. Ушинский называет гражданственность и бескорыстную человечность, которые формируются и развиваются при условии традиционного воспитания. Неформальный семейный характер, по словам Ушинского, способствует осуществлению первоначального нравственного воспитания детей, и по мере их взросления к семейным элементам нравственности могут добавиться элементы «гражданственные и общечеловечественные» [39, с. 33]. Формулируя методические основы дошкольного воспитания и первоначального образования, К. Д. Ушинский выделяет важный методический принцип: «…чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целостности, не должно никогда терять из вида места и времени воспитания» [39, c. 355–356]. Эти два условия определяют осмысление ребенком любого жизненного факта, проживания любого события. Результаты воспитания напрямую зависят от того, насколько получаемые впечатления будут проверены детскими чувствами и личным опытом.