Верхний ряд, слева направо.
Вика зажигает лампочки своим полем.
Брат Алешка разговаривает с вороной.
Средний ряд, слева направо.
Костя во время экспериментов.
Вика и Костя парят над блоками со взаимно-перпендикулярными структурами в пьезоматериале, осуществляющими левитацию и потерю веса.
Нижний ряд, слева направо.
Котенок в кубке «1 место», завоеванным в Бауманке.
Египетский фараон на кресле с усилителем мысли, указаны поля излучений.
Машина Голдберга, собранная друзьями в Бауманке.
Бронежилет без броне пластин, но со встроенным усилителем мыслей под названием «Птица».
График ритмов головного мозга с указанием частоты внешнего воздействия.
Глава 1. Создание заумной машины Голдберга
Прозвучала команда: «Следующее задание – соорудить машину Голдберга». Студенты Бауманки стояли полукругом в зале соревнований. У всех у них на футболках были надписи: «Инженерные соревнования». Машина Голдберга – это бесполезная, казалось бы, машина из самых разных деталей, которая производила какое-то действие очень сложно, хотя все могло быть сделано просто и значительно быстрее. Хотя она и называлась бесполезной машиной, но все преподаватели понимали, что для конструирования такой машины следует проявить не только знания, но и смекалку, что было особенно важно.
Их было четверо друзей-студентов: Костя с Егором и Лена с Викой. Все они, студенты 3 курса Бауманки внимательно рассматривали плоды своего труда – заумную машину Голдберга [1]. Рядом стояли другие студенты, а также аспиранты-устроители конкурса.
Пользоваться разрешали общим одинаковым набором деталей, плюс особые, принесенные из дома, на которых ставился особый знак разрешения. Вика достала неваляшку.
– Вот, давайте, используем!
Костя поставил неваляшку под систему из колесиков.
– Чего-то здесь не хватает? И что мы станем делать с этой неваляшкой?
– Все очень просто, – затараторил Егор. – Нужно надеть на голову фуражку.
– Фуражку? Удивилась Лена, – Нет, давайте, что-нибудь получше, я принесла квадратную академическую шапочку.
– Класс! – восхитился Костя. – Это то, что нужно.
Они быстро привязали шапочку и собрали механизм перемещения из деталей конструктора. Посмотримте, что получилось. Егор управлял механизмом, шапочка надевалась и снималась с головы неваляшки – рис. 1.
Подошел член комиссии, аспирант Игорь.
– Годится для самой простой машины Голдберга, я ставлю вам оценку – 5 баллов из пяти. Теперь делайте, что-нибудь посложнее. В следующей машине оценка – до 10 баллов.
Рис. 1. Простая машина Голдберга, фото автора
Ребята огляделись вокруг. Кругом кипела работа. Каждая команда студентов старался сделать эту бесполезную машину Голдберга, как можно хитрее и смешнее.
Они подошли к большой куче деталей, где было сразу несколько наборов конструкторов.
Егор достал сумку.
– Сейчас отберем самое подходящее! Устроим космодром и стартовую площадку для запуска космического корабля. Он взглянул на стену. Там висели портреты космонавтов, бывших студентов Бауманки.
Егор быстро- быстро пробежал глазами текст, как будто он поможет составить самую лучшую машину Голдберга.
Рис. 2. Константин Феоктистов [2]
На первом портрете был изображен Константин Феоктистов – рис. 2. Егор пробежал текст. Там было написано: «В судьбу Феоктистова удивительным образом вплелось слово «первый». Он стал первым выпускником МВТУ им. Н. Э. Баумана, полетевшим в космос, первым гражданским космонавтом. Вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым он входил в состав первого группового экипажа. Летали они на первом «Восходе», и впервые без скафандров. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, сумевший сам испытать созданный при его участии аппарат. Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли. Один из создателей космических кораблей типа «Восток».
Рядом висел другой портрет космонавта Олега Артемьева – рис. 3. Он был удивительно жизнерадостным и улыбающимся. Егор осмотрел и этот текст.
Рис. 3. Олег Артемьев [3]
«Люди, которые искренне занимаются космонавтикой, не думают о наградах». Своего первого полёта в космос космонавт-испытатель, выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана, Олег Артемьев ждал целых 11лет. Самое запоминающееся, что с ним случилось на МКС, – выход в открытый космос. У Артемьева их было три. «Космос – как наркотик. Только вернулся на Землю, а снова тянет к звёздам и в невесомость. Есть чувство, что что-то там не доделал, – рассказывает Олег Артемьев. Рядом была фотография Олега Артемьева на борту МКС – рис. 4.
Рис. 4. Олег Артемьев на МКС [4]
– Я все понял, – быстро говорил Егор, – Создаем космодром и открытую ракету с космонавтом, который лопает яблоко.
– Почему яблоко? – удивилась Лена. – А оно у тебя есть? Нет, тогда принимайте мой вариант, у меня есть шоколадка Аленка. Она должна убегать от космонавта в невесомости и прибегать после нескольких действий. Вот вам и бесполезная машина Голдберга!
Ребята тут же приступили к работе. Трудились Лена, Костя и Егор, а Вика стояла в стороне и как будто о чем-то сосредоточенно думала.
– Ребята, я читала, что здесь есть еще один конкурс, который называется «Оригинальный и простой феномен». За него можно получить дополнительные баллы. Вы трудитесь с космонавтом, а я подготовлюсь к этому конкурсу. Костик мне потом в конце поможет.
Вика подмигнула Костику, тот надул щеки. Взаимопонимание было достигнуто.
На вторую конструкцию выделалось полтора часа. Ребята торопились. Конструкция получилась шикарная. На стартовой площадке стоял космический аппарат. Часть аппарата была открыта и внутри висел на ниточке космонавт, который ловил ртом шоколадку. Настоящая шоколадка Аленка через систему блоков, подвесов и веревочек то подвигалась, то отодвигалась от рта космонавта. В самом начале конструкции стояла свечка, над которой была натянута тонкая веревочка. Когда веревочка сгорала в одном месте, то механизм начинал действовать. Шарик катился по желобу и приводил в движение механизм с блоком, который то придвигал, то отодвигал шоколадку.
– Есть, принято! – услышали они голос одного из члена комиссии, аспиранта Вадима. Вы получаете девять 9 баллов из 10.
– А почему девять? – удивилась Лена.
– Потому, что в правилах написано, что механизм Голдберга должен быть пожаробезопасным, а у вас свечка горящая!
– Надо же, расстроилась Лена, – Из-за такой ерунды мы не получим приз!
– Вадим широко улыбался.
– Ребята, у вас замечательный космонавт и вы получите утешительный приз.
– Не нужен нам утешительный, давайте нам настоящий – гордо ответила Вика. Мы еще участвует в оригинальном конкурсе.