– Напугай меня, пожалуйста! – попросила ящерка.
– Гав! – тявкнул щенок.
– Пострашнее!
– А зачем мне тебя пугать? – поинтересовался он.
– Мама говорит, если я испугаюсь, то отброшу хвост! Вот я и хочу проверить!
– Не буду, – взвизгнул щенок. – Хвост – лучший друг! Мне он помогает держать равновесие, отгонять комаров и выказывать радость! Вот так! – И пёс приветливо помахал хвостиком.
Ящерка побежала в лес. На опушке она увидела бельчонка.
– Брось в меня орех! Да так, чтобы я испугалась! – попросила она.
– А зачем? – не понял бельчонок.
– Я хочу отбросить хвост!
– Вот ещё! – рассердился бельчонок. – Хвост – очень нужная штука! Это мой парашют и моё одеяло. Он помогает мне перелетать с ветки на ветку и греет холодной зимой. Я не буду тебя пугать!
Ящерка поспешила дальше и вскоре услышала стук лесного лекаря.
– Дятел! Дятел! Напугай меня! – закричала она.
– Что ты выдумала?! – удивился дятел.
– Я хочу отбросить хвост!
– Без хвоста пропадёшь! – ответила умная птица. – Хвост – наша опора, руль и гордость. Не буду тебя пугать!
Расстроилась ящерка, забралась на камень. Вдруг под кустом послышался шорох, мелькнула чёрная лента. Это змея караулила свою добычу. Она зашипела, бросилась вперёд и в одно мгновение схватила ящерку за хвост!
– Помогите, – пискнула пленница, дёрнулась изо всех сил, её хвост оторвался и остался в змеиной пасти.
Малышка со всех лап бросилась домой. По дороге она несколько раз упала – бежать без хвоста оказалось неудобно.
– Мама! – закричала ящерка, скрываясь в норке.
– Что случилось? – испугалась мама-ящерица.
– На меня напала змея!
Мама обняла дочку и оглядела со всех сторон.
– Какое счастье! – обрадовалась она. – Твой хвост спас тебя! Если бы не он, тебя бы съела эта охотница!
– Как же я теперь буду без него? – заплакала ящерка.
– Не волнуйся, скоро твой хвост вырастет снова! Ты научишься отбрасывать его сама, когда пожелаешь. Он – твоя хитрость и защита. Но запомни: хвост надо беречь! С каждым разом он будет всё меньше. Мы, ящерицы, хорошо подумаем, прежде чем лишиться хвоста. Знаешь, как говорится: семь раз отмерь, один раз отбрось!
– Мама! – громко позвал белый медвежонок, всматриваясь в громадную тень у подножия айсберга.
– Что случилось? – услышал он знакомый голос.
– Мама, смотри, – ответил малыш и показал свой бочок. – Я умывался несколько раз, но кожа у меня всё равно чёрная, как мой нос.
Медведица рассмеялась:
– Это не грязь, сын. Все белые медведи раз в год сбрасывают старый мех, чтобы обрести новую шубу и быть неприметными на белоснежных просторах Арктики. Теперь это случилось с тобой. Вот твоя кожа и стала видна…
– Но она чёрная! – возмутился медвежонок.
– Чёрная, как уголь из печей полярников, – улыбнулась медведица.
– Но почему? – не успокаивался малыш.
– Сейчас я открою тебе нашу главную тайну. На самом деле белых медведей не существует.
– Как? – не поверил косолапый и сел на снег.
– Наш мех не белый, а прозрачный. Каждый волос – тоненькая трубочка, наполненная воздухом. Шуба выглядит белой, потому что прекрасно отражает свет.
– А зачем нам чёрная кожа? – не успокаивался медвежонок.
– Наша шерсть, – объяснила мама, – хорошо пропускает солнечное тепло, а чёрная кожа действует как батарея, она накапливает и сохраняет его, чтобы нам было не зябко в суровых льдах.
– Почему же я не видел этого раньше?
– В обычное время наш мех такой густой, что тёмная кожа не заметна. Но во время линьки твоя шуба становится тоньше, и чернота приметнее.
– Значит, я белый чёрный медвежонок? – засмеялся малыш.
– Верно, – улыбнулась мама. – У нашего народа есть легенда. Давным-давно поссорились Полярная Ночь и Полярный День. Ночь покрасила нашу шкуру в чёрный цвет и пожелала, чтобы мы, самые большие звери на планете, служили ей. А Полярный День сделал по-своему – подарил нам белые шубы. С тех самых пор Полярная Ночь и Полярный День в ссоре и полгода друг с другом не встречаются. Мы, белые медведи, исправно служим обоим. И соединяем Полярную Ночь с Полярным Днём.
– Выходит, мы в Арктике самые главные! – обрадовался медвежонок и побежал гулять по льдинам.
– Р-р-р-р! – сердито прорычал малыш. – Почему отец запрещает мне драться, когда они дразнятся? Львы называют меня безгривой кошкой! А тигры – полосатым львом!
– Да, у тебя морда льва, но нет гривы. У тебя на теле полосатые отметины и кошачий хвост вместо кисточки. Но ты не лев и не тигр! – ласково сказала старая львица и обняла внука.
– А кто я? – растерялся малыш.
– Давно это было… – загадочно проговорила старушка, и её глаза засветились. – В то время мы с дедушкой выступали на арене самого большого цирка. Твой папа родился после представления. Это был умный и сильный львёнок. Мы назвали его Гераклом. В тот же день в семье тигров родилась красавица-дочка. Она была быстрая, как молния, и гибкая, как волна. Её нарекли Грацией. Малыши подружились. А когда стали взрослыми – поженились, и у них родился ты – чудесный примиритель!
– Примиритель? – удивился малыш.
– Конечно, – улыбнулась бабушка. – Издавна львы и тигры враждовали между собой. Чтобы прекратить сражения, старейшины двух родов поделили Землю. Львы выбрали просторы Африки, а тигры – Азию. С тех пор в дикой природе львы и тигры никогда не встречаются друг с другом. Но твоим родителям повезло. Они познакомились в цирке, создали семью, и у них появился ты – потомок двух великих родов – лигр!
– Лигр? – звонко повторил малыш.
– Да, редкое животное – сын льва и тигрицы. Ты сильный и мудрый, как отец, гибкий и выносливый, как мать. Ты приумножил лучшие черты наших предков и стал самой большой кошкой в мире, – важно проговорила старая львица. – Поэтому отец запрещает тебе драться. Ты рождён, чтобы прекратить древнюю вражду!
Котёнок прибежал в сад пораньше. Он не умел лазать по деревьям и очень хотел научиться. Внезапно Мурзик услышал рассерженный голосок и увидел крошечный шарик, похожий на улитку без домика.
– Отойди с дороги, – сказал шарик и грозно помахал кулачком.
– Кто ты? – опешил котёнок.
– Я гриб. И иду по своим делам.
– А разве грибы умеют ходить? – удивился малыш.
– Я необычный гриб. Я умею! – гордо сказал незнакомец.
– А как тебя зовут? – поинтересовался Мурзик.
– Слизевик! – важно проговорил собеседник.
– Точно, – обрадовался котёнок. – Ты похож на комочек слизи.
– Я не комочек! – воскликнул гриб. – У меня есть мускулы, а мои бока во время ходьбы превращаются в ноги.
– Вот это да! – мяукнул непоседа. – Куда же ты идёшь?
– Я тороплюсь на старый пень. После дождя в его излучинах скопилась влага. А я больше всего на свете люблю плескаться в воде и пить.