Вместо предисловия. Отодвигая горизонты познания
То, что человечество в опасности, понимают многие. Анализируя, при каких обстоятельствах погибла римская империя, академик Раушенбах Б. пишет: «Очень много общего в нашей и западноевропейской жизни сегодняшнего дня и в культуре Рима периода его упадка и гибели» (89).
Нужда и любовь к деньгам – вот основное, что погубило греческо – римскую цивилизацию. Та же тенденция, повсеместно, наблюдается на земле и сейчас. Идеологией всех государств является материальное обогащение. Деньги являются мерилом человеческой жизни. Стремление к материальному порождает конфликты, войны между государствами и людьми. Все проблемы порождаются человечеством, стремящимся иметь как можно больше материального.
Еще в V веке до н.э. Фукидид отмечал, что люди поняли человеческую жизнь, как обеспечение своего благополучия. Другими словами – это иметь, владеть, «иметь и сохранить себя – вот главные направления жизненного инстинкта. Их объединяет одно и то же слово: интерес, выгода» – писал он (102). Такая тенденция сохраняется и по сей день. Остановить процесс распада и движения к своей гибели человечество может, только сменив смысл жизни.
Понять, для чего человечество живет, можно, только поняв, для чего, вообще, человек появился во Вселенной. Это и есть извечные вопросы, которые стояли перед человечеством с самого начала жизни на земле: кто он – человек, для чего появился во Вселенной, что есть Вселенная, когда, как и для чего она возникла.
Получить ответы на вопросы о человеке, смысле его жизни, Вселенной пытались многие ученые, начиная с древности.
В V11 –V1 вв. до н. э. от религии отпочковалась наука, именно, с целью понять Вселенную и человека, независимо от библейских знаний. Однако, до сих пор человечество не имеет ответов на эти вопросы.
Главная причина – человечество стремится получить ответы на вопросы о Боге, человеке, Вселенной, человеческой жизни – как об отдельных системах. И это – ошибочный путь. Поскольку, Жизнь как Творец – едина, целостна, и понять отдельные ее части, не понимая целого – невозможно.
«Религии всего мира имеют всегда один предмет поклонения – высшее существо, которое вечно и которое сотворило все, что нас окружает», – писал Честерфилд. Но, что из себя представляет это существо, никто не знает.
Если принять положение, что Вселенная и человек созданы Творцом, тогда, необходимо понять, что из себя представляет Творец. Это позволит, в свою очередь, понять Вселенную и человека.
Мысль о том, что Вселенная, человек сотворены Творцом, высказывали А. Эйнштейн, Ч. Дарвин, Ж.Ж. Руссо и др. Эйнштейн говорил: «Моя религия – глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Разума, который открывается нам в доступном познанию мире». Карл Линней, создатель биологической классификации, утверждал, что в многообразии мира живых существ видит силу Творца. «Дочерьми одного отца» М. Ломоносов называл веру и знания, имея в виду Творца.
Все религии признают неделимость, целостность Бога – Творца и человека. Но, это – на словах. А, на деле, Бог и человек рассматриваются людьми, как различные данности.
Если древние люди понимали свою неделимость и целостность с Природой, Создателем, находили духов рядом с собой, то, более цивилизованные поколения стали отделять себя от Творца. А религия, вообще, объявила о принципиальной невозможности человеку понять и познать Бога.
Но, если религия признает неделимость Бога и человека, при этом, утверждая невозможность познания Бога, то, тем самым, утверждается невозможность познания и человека. Тогда, непонятно, для чего ученые – психологи, физиологи и др. проводят исследования о человеке, философы, еще с древности, руководствуются принципом «Познай себя», а физики ищут ответ на вопрос о сущности Вселенной.
Если принять положение, что Бог (Творец, Жизнь) создал человека, то, целесообразно предположить, что для взаимодействия с ним Бог должен был открыть человеку истинные знания о себе.
В Библии читаем: «И познаете Истину и Истина сделает вас свободными» (13, кн.8, 32). То есть, утверждается, что человечество может приобрести истинные знания о себе и о Творце.
В том, что человечество сможет познать истину, были убеждены многие ученые, которые ее искали, некоторые из которых поплатились за эту веру своей жизнью (Галилео Галилей, Джордано Бруно и др.). В том, что истина существует, был убежден Чаадаев, который утверждал, что «любовь к истине важнее любви к Родине». Фейербах Л. считал, что «Природа истины такова, что ей свойственно быть познанной». Монтень М. писал: «Мы рождены для поисков истины. Обладание же ею дано лишь более высокому и мощному духу».
Может быть, именно, в том и есть проблема, что человечество, сделав целью своей жизни материальное обогащение, потеряло духовность, а, потому, и не может получить истинные знания? Об этом в свое время писал Пришвин М.М.: «Когда человек любит – он проникает в сущность мира».
Люди до сих пор не имеют истинных знаний, так как все поделили на части, отделили науку от религии. Но, Бог един с человеком, Вселенной и другими формами Жизни, которые он создавал и продолжает создавать. Поэтому, необходимо изучать Бога, человека, Вселенную, как единое, неделимое целое. В религии утверждается триединство Бога, человека и Духа, который их связывает. Надо, наконец-то, не на словах, а, реально, понять неделимость, целостность человека с Богом. Не отдельно – Бога, человека, Дух, а, как неделимую целостность – ВСЕ ВМЕСТЕ.
О том, что Бог и есть – целостность всех форм Жизни, мы находим у Войно – Ясенецкого (отец Лука): «Бог существует. Даже больше – только он и существует. И то, что в нем и с ним связано. В нем все имеет свое бытие…» (30).
Поэтому, чтобы понять Бога, надо соединить религию с наукой и все науки ВМЕСТЕ.
Это поняли многие ученые. Пригожин И. пишет: «Для древних природа была источником мудрости. Средневековая природа говорила о боге. В новые времена природа стала настолько безответной, что Кант счел необходимым полностью разделить науку и мудрость, науку и истину. Этот раскол существует на протяжении двух последних столетий. Настала пора положить ему конец. Что касается науки, то она созрела для этого (80).
Многие ученые – физики, психологи поняли, что без религии, веры, Бога они не могут получить ответа на вопросы, ради которых наука создавалась.
Смирнов С.А. пишет: «Знание не спасает. Нужна вера» (96).
Чубинин О.А. говорит: «Непроизвольно, через науку человек возвращается к вере» и дальше: «Только в согласии науки и веры человеку откроется дальнейший путь к абсолютному совершенству» (117).