1.3. Авторы сутр Праджня Парамиты
Автором сутр Праджня Парамиты является Будда3 Шакьямуни, который в земной жизни проповедовал не только людям, но также бодхисаттвам, богам и нагам.
О бодхисаттвах. Махаяна, одна из ветвей буддизма, идеалом видит не архата, стремящегося навсегда оставить сансару и перейти в нирвану, которую махаянисты считают несовершенной, неполной, а бодхисаттву (санскр. bodhisattva, «просветлённое существо», «существо, идущее к освобождению»), который устремляется к достижению Пробуждения ради всех живых существ.
Кстати, термин «бодхисаттва» использовался и в Малой колеснице: так сутры называют Будду Шакьямуни до того, как Он стал Буддой; так уместно называть Будду Майтрею, который сейчас на небесах в ожидании появления на земле.
Но Махаяна расширила использование этого слова. Теперь бодхисаттвами называют и великих существ, которые вышли из нирваны, но оказывают помощь страждущим в ней, и людей (и монахов, и мирян), взявших обет помогать живым существам. Позже то и другое соединилось в великих бодхисаттвах, рождавшихся на земле в виде царей, настоятелей монастырей, глав линий (например, Е. С. Далай-лама – это бодхисаттва Авалокитешвара).
О нагах. Наги (санскр. nāga, тиб. klu или na ga) – небесные змее-драконы; способны принимать человеческую форму, но обычно змеевидны. Эти существа управляют погодой, в их ведении находятся дождь, ветер, климат. Также они являются хранителями тайных писаний.
Последние и сохранили проповеди Будды, касающиеся Праджня Парамиты. Их позже открыл Нагарджуна, который стал их распространителем, апологетом и истолкователем.
О Нагарджуне. Нагарджуна (предположительно II – III вв. н. э.; санскр. nāgā-arjuna, «Змей-древо», «Мастер змей»).
Буддийский святой. Почитается как второй Будда. Выходец из варны браминов из Южной Индии. Один из восьмидесяти четырёх махасиддхов.
О махасиддхах. В Ваджраяне, одной из ветвей буддизма, появляются особые практикующие – сиддхи и махасиддхи (санскр. mahasiddha, «великий достигший»). Это были люди вне традиции монашества, отвергнувшие формальные обеты, схоластическую учёность, подобающий монахам внешний вид (например, они, в отличие от монахов, отпускали длинные волосы и бороды). Кстати, в наше время во время тантрических ритуалов монахи тибетской традиции надевают парики с причёсками древних йогинов-махасиддхов.
Махасиддхи обладали большими духовными и магическими способностями и следовали путём индивидуального отшельничества в целях быстрого достижения Пробуждения.
Расцвет этого движения в индийском буддизме приходится на X – XII века.
Существует известный текст «Жизнеописания восьмидесяти четырёх махасиддхов», к которым, помимо Нагарджуны, в частности, относятся Арьядэва, Шантидева, Асанга, Тилопа, Наропа.
Нагарджуна – мастер полемики. Автор многочисленных философских сочинений. Один из важнейших тектов, им созданных, – «Муламадхъямака-карика» (санскр. mūla-madhyamaka-kārikāh, «Коренные строфы о срединности»). Некоторые идеи и особенности этого текста – ниже.
1. Бессамостна не только личность, но и все дхармо-частицы, мельчайшие элементы реальности. Нет ни одной своебытийной сущности, всё пусто (от санскр. śūnyatā, «пустота»), всё существует, будучи причинно-обусловленным.
2. Есть две истины – эмпирическая (относительная) и абсолютная.
3. Абсолютная истина непостижима и невыразима, а значит, любая философская концепция не имеет безусловной ценности, так как она будет порождена нашим несовершенным сознанием.
4. Метод прасанги (санскр. prasanga) – метод сведения к логическому абсурду, который позволяет выйти за пределы образа мира, созданного двойственным сознанием.
5. Бога-творца не существует (см. текст Нагарджуны «Ишвара-картритва-ниракритир-вишнор-эка-картритва-ниракарана» [«Трактат о том, что Вишну не мог сотворить мир»]).
6. Нирвана и сансара тождественны; татхата (санскр. tathatā, таковость, реальность-как-она-есть), она же дхармакайя, и шуньята тождественны.
Концепция Будды Шакьямуни. Будда Шакьямуни предсказывал, что буддизм будет каждые 500 лет приходить в упадок и вновь возрождаться. Так, спустя примерно 500 лет появляется Нагарджуна и открывает сутры Праджня Парамиты (I – II вв. н. э.), а в Индии – расцвет буддизма. В VII – VII вв. постепенный упадок буддизма в Индии, а в XIII веке – гибель под нашествием мусульман4.
1.4. История сутр и комментаторские традиции
При этом Праджня Парамита – это не только собрание сутр определённого жанра, но и большой объем комментаторской литературы на них. У изучающего эту традицию впервые неизбежно появляются следующие вопросы.
1. Какие из сутр Праджня Парамиты наиболее авторитетны?
2. Все ли тексты, которые в позднейшей традиции называются сутрами Праджня Парамиты, действительно являются таковыми?
3. Сколько комментаторских традиций существует, и в чём их отличие?
4. Каким комментариям на эти сутры следует доверять в наибольшей мере?
На все эти вопросы отвечает работа Дзогчена Кхенпо Цондрю под названием «Введение в разъяснение Праджня Парамиты» (ниже даётся её краткий пересказ; её перевод см. в Приложении 1).
Кхенпо Цондрю, говоря о так называемых материнских сутрах, перечисляет шесть сутр:
1) «Сто тысяч строф о Запредельной Мудрости» («Шатасахасрика»);
2) «Двадцать пять тысяч строф» («Панчавимшатисахасрика»);
3) «Восемнадцать тысяч строф» («Аштадашасахасрика»);
4) «Десять тысяч строф» («Дашасахасрика»);
5) «Восемь тысяч строф» («Аштасахасрика»);
6) «Краткая» («Самчая»).
Кроме того, он указывает одиннадцать так называемых сыновних сутр меньшего объёма, в число которых входит, в частности, «Праджня-Парамита-хридая-сутра». Таким образом, общее число наиболее важных сутр Праджня Парамиты равно семнадцати.
Кхенпо Цондрю приводит подробное разъяснение того, почему это число соответствует комментаторским традициям прошлого, оговариваясь, однако, что есть ряд второстепенных сутр, которые не включается ни в число материнских, ни в число сыновних.