Предлагаю вниманию читателя книгу стихов переломного времени 2020 и частично текущего 2021 года. Пандемия китайского вируса ковида нагнала невиданного страха и способствовала захвату власти в США Демократической партией на подтасованных президентских и сенатских выборах. До настоящей гражданской войны пока не дошло из-за нерешительности республиканцев, но её призрак бродит по Америке, вместе с подлатанным призраком коммунизма, теперь в обличии «демократического социализма». Похоже, что точка невозврата в процессе слома государственного строя США с радикальным отходом от конституции пройдена. Стихи, собранные в этой книге – отклик на происходящие в обществе тектонические процессы.
Книга состоит из трёх частей.
В первой части, ПЕСНИ КОВИДИЯ, представлены стихи на тему губительного вируса, перевернувшего жизнь многих людей. Пандемия вызвала живой отклик у русскоязычных поэтов. Этот отклик сильно контрастирует с литературной пустотой по поводу гораздо более тяжкой эпидемии испанки 1918 года, отодвинутой на второй план Первой мировой войной, революцией и последовавшей Гражданской войной. Некоторые из моих ковидных стихов опубликованы в интернет-проекте «CORONAVERSE. Стихи коронавирусного времени» Геннадия и Рики Кацовых. Здесь же приводятся почти все мои стихи на эту тему.
Вторая и самая крупная из трёх часть, ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ, посвящена происходящей американской революции. У меня с детства резкое неприятие коммунистической идеологии, что я выражал в стихах, написанных «в ящик» с конца 70-х по конец 80-х годов, которые были опубликованы в книге ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ (2013) и позже в её «проекциях» МЕЖДУ СЕРПОМ И МОЛОТОМ и НА ЗАДНИХ ДВОРАХ. Так что под влиянием наступления всё тех же обанкротившихся идей я вернулся к своей старой социальной музе. Многие из стихов этой части опубликованы в моём онлайн-проекте МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ.
Третья часть книги, ШЕБЕТ ПИНГВИНОВ, содержит стихи, не связанные или, лучше сказать, менее связанные с темами первых двух частей. Непонятно, насколько хорошо удавшаяся попытка уйти от них.
Наконец, о названии книги, ВЫСОКАЯ БОЛЕЗНЬ 2020, которая заимствована у Бориса Пастернака, опубликовавшего длинное стихотворение «Высокая болезнь» в журнале ЛЕФ в 1924 году. Сейчас из него наиболее известна последняя часть про съезд партии большевиков и выступление Ленина, добавленная во втором издании 1928 года («Он был, как выпад на рапире…»). Произведение Пастернака не привлекло особого внимания, и слава богу. Хоть он и назвал Ленина «гением», но подверг сомнению его наследие («Предвестьем льгот приходит гений, | И гнётом мстит за свой уход») и вообще назвал большевизм «болезнью», хоть и «высокой». Так что кара вполне могла бы последовать. Пастернак не объясняет толком значение словосочетания «высокая болезнь», (в тексте читаем: «Высокая одна болезнь | Еще зовется песнь»), но мы сейчас можем интерпретировать это как утверждение о том, что большевизм – болезнь, хотя и движут большевизмом высокие побуждения.
Сейчас эти высокие побуждения достали из нафталиновой кладовки и перенесли их с классов на «святую троицу» расы, гендера и климата с твёрдым намерением взять власть всерьёз и надолго, что пока удаётся. Но особенностью текущего периода является то, что, в дополнение к вирусу коммунизма в мозгу («высокой болезни» в смысле Пастернака), есть и настоящий вирус, играющий ключевую роль в отъёме правительствами индивидуальных свобод граждан под предлогом медицинской безопасности и необходимости сохранения жизней. Так что теперешняя «высокая болезнь» более похожа на болезнь, чем это было сто лет тому назад.
Дмитрий Гаранин
New York, 5 May 2021
* * *
Из спецхранилища корона
прорвалась, рукотворный вирус,
царя природы скинуть с трона
и монстра посадить на вырост,
лабораторного мутанта,
наследника мышей летучих,
что синтезировали в банке
биологов отпетых кучка
из разных стран, по нитке с миру
кооперируясь в проекте
сменить застой идейно сирый
на вариантов диких спектр.
* * *
Я в четырёх сижу стенах
Как вирус в клетке
Наружу выйти на свой страх
Порывы редки
Невидимое подцепить
Простого проще
Дыханье превратится в нить
Закончась точкой
Пожатье дружеской руки
Несёт простуду
Исус писанью вопреки
Целуй Иуду
Из интернета лезет текст
Чернеет цифра
Иметь на Зуме флирт и секс
Желанье сникло
Планета от нас защититься сумела
* * *
Планета от нас защититься сумела,
на помощь призвав очистительный вирус,
чтоб он шпиговал наше сорное тело,
дышать не давал и готовил на выброс.
Но мы не напрасно сильны интеллектом —
дистанцию в стаде своём социальном
утроим, загасим активности спектр,
себя заградим карантином, как сталью.
Мы перезимуем как вирус, не хуже,
а после, как только все вирусы сгинут,
как джинн из бутылки, мы выйдем наружу,
чтоб всею толпою доламывать климат.
А может быть, пойти и заразиться?
* * *
А может быть, пойти и заразиться?
Пусть на меня в автобусе чихнут!
Пусть в лёгкие вопьётся хищной птицей
незримый вирус и свершит свой суд!
Кто, как не я, достоин этой казни?
Ведь жизнь была преступно хороша!
Я насмотрелся стран далёких разных
и на себя работал, не спеша.
Но, может статься, Фениксом из пепла
восстать смогу, всё антивещество
собрав в кулак, чтобы ядрёность крепла,
чтоб не бояться больше ничего!
13 April 2020
Уже скоро гроза разыграется майская
* * *
Уже скоро гроза разыграется майская.
Скоро юные молнии прорисуют лазурь.
Только всё не как прежде, как будто китайское —
словно всё не взаправду, и грезится дурь.
Мы в дома причиндалы внесли санитарные.
За окном белых масок пуглив карнавал.
Если дети, то ладно, а ежели старые,