СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
АОА – антиоксидантная активность
АОЕ – антиоксидантная ёмкость
атм. – атмосфера
БАД – биологически активная добавка
БАВ – биологически активное вещество
БХ – бумажная хроматография
ВЖК- высшие жирные кислоты
ВЭЖХ – высокоэффективная жидкостная хроматография
ГЖХ – газожидкостная хроматография
ГФ – Государственная фармакопея
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
ИК-спектроскопия – инфракрасная спектроскопия
ИК-спектр – спектр, снятый в инфракрасной области спектра
ККМ – критическая концентрация мицеллообразования
КЧ – культивируемая чага
МП – экстракция, с применением механического перемешивания
ОДЭФ – гидроксиэтилендифосфоновая кислота
ПФК – полифенолоксикарбоновый комплекс
ПМЦ – парамагнитный центр
ПЧ – природная чага
РЕМ – ремацерация
РЕП – реперколяция
ССИ – спад свободной индукции
СЭ – сухой экстракт
Трилон Б – натриевая соль этилендиамин-N,N,N>1,N>1-тетрауксусной кислоты
т. пл. – температура плавления
ТСХ – тонкослойная хроматография
УФ-спектр – спектр, снятый в ультрафиолетовой области спектра
ФКС – фотонная корреляционная спектроскопия
ФК – фенолкарбоновые кислоты
Ф – фенолы
ЭПР – электронный парамагнитный резонанс
ЯМР – ядерный магнитный резонанс
AFM – атомно-силовая сканирующая электронная микроскопия
ABTS – 2,2’-азинобис-3-этилбензотазолин-6-сульфоновая кислота
DHI – 5,6-дигидроксииндол
DHICA – 5,6-дигидроксииндол-2-карбоновой кислоты
DHN – 1,8-дигидроксинафталин
DPPH – 1,1-дифенил-2-пикрилгидразил
FB часть чаги – плодовое тело гриба (fruiting body)
LD>50 – величина средней дозы, после поступления которой в организм животных в течение трех суток наступает гибель 50 % подопытных животных
L-ДОФА – дофамин, 2-(3,4-дигидроксифенилэтиламин))
MALDI – масс спектрометрия
n – количество данных, взятых для статистической обработки
SEM – сканирующая электронная микроскопия
STM – сканирующая тоннельная микроскопия
ST часть чаги – плотная часть (sclerotium)
SAXS – малое угловое рентгеновское рассеивание
ТМ-AFM – полуконтактный режим атомной силовой микроскопии
WAXS – широкий угловой рентген, рассеивающий
Исторические аспекты исследования полидисперсных коллоидных систем и меланина гриба чаги
К чаге как природному объекту, способному обеспечить безопасность жизнедеятельности организма человека, исследователи обращались в трудные времена. Основные прорывы в изучении её действующих компонентов, физиологической и терапевтической активности, связаны с окончанием второй мировой войны и аварией на Чернобыльской атомной станции.
Начатые в пятидесятые годы в Ленинграде исследования чаги были направлены на изучение биологии чаги, образование в ней физиологически активных веществ в природных условиях и при выращивании в культуре, а также на поиск методов выделения и очистки лечебных веществ чаги с целью их всестороннего химического и биохимического исследования. Кроме того, были разработаны и внедрены в производство ряд препаратов на основе водных извлечений чаги. Они были протестированы на ряде биологических объектов, в том числе накоплен большой материал при лечении ими людей, больных неоперабельным раком различной этиологии [1]. Огромный вклад в изучении чаги был внесен большим коллективом представителей трёх структур – учёными Ботанического института им. В.Т.Комарова, медиками I Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова и технологами Ленинградского химико-фармацевтического завода № 1. Химический состав и биосинтетическую деятельность гриба изучали П.А. Якимов, А.Н. Шиврина, Е.В. Ловягина, О. П. Низковская, С.М. Андреева, Г.А. Кузнецова, Е.Г. Платонова с соавторами. Действие биологически активных веществ чаги на организм исследовали, а также проводили клинические испытания препаратов из чаги П.К. Булатов, М.П. Березина, Е.Я. Мартынова, М.В. Еременко, Н.Л. Маттисон и ряд других исследователей. В этот же период польские учёные выделяют и идентифицируют терпены из чаги [2,3], Я. Краусс Жаки [4] и С. Пясковский [5] применяют водные экстракты чаги для лечения рака, Тейлор в США – для лечения аденокарциномы [6].
Вторым этапом изучения чаги стали работы девяностых годов прошлого века. Г.Л. Рыжова с соавторами разработала способ получения препарата на основе водного извлечения чаги с использованием в экстракции ультразвука. Этими исследователями проведена большая работа по изучению состава нового препарата и его физиологического действия [7,8]. В работе Е.А. Калашниковой (Пятигорская фармацевтическая академия) проведено изучение сырья чаги, препарата «Бефунгин», водных извлечений чаги, полифенооксикарбонового комплекса и фильтрата, остающегося после его выделения хлористоводородной кислотой. [9] В это же время учёные из Белоруссии исследуют меланины, которые выделяют из водных извлечений чаги. [10,11] K. Kahlos (Финляндия) исследует терпены чаги, их структуру и физиологическую активность. [12-14] Ряд авторов из Польши публикует сообщения о меланинах, выделенных из водного извлечения чаги. Они также изучают механизм влияния водных извлечений чаги на раковые клетки и ферментативную активность каталазы. [15-18].
С конца XX века учёные Японии и Китая, а также ряд ученых других стран проводят исследования чаги по нескольким направлениям. Они публикуют работы по водной и спиртовой экстракции чаги с выделением из экстрактов различных компонентов фенольной, терпеновой, белковой природы и полисахаридов. Определяют их структуру, антиоксидантную и антибластомную активность. Их интересы распространяются на поиск способов культивирования чаги [19-29].