История взяточничества на Руси
– А вот я не беру взяток! Вот так! – гордо заявил Карандышев.
– Вам никто не дает, вот вы и не берете, – с усмешкой произнесла Харита Игнатьевна. – Должность у вас больно маленькая. Вот кабы вам давали, а вы не брали – тогда и хвастаться можно было бы.
Из к/ф «Жестокий романс»
С точностью установить, когда же возникло такое явление, как взяточничество, не представляется возможным. Современные историки и исследователи придерживаются мнения, что взяточничество появилось одновременно с возникновением государственного аппарата.
На этом этапе развития общество было четко разделено на две категории. Одни, которых было меньшинство, надеялись полномочиями решать вопросы, связанные с деятельностью общества. Другие так или иначе зависели от того, как выполняют свои функции «государевы люди», и нередко выступали в качестве просителей перед представителями правящего меньшинства.
В русских правовых документах первые упоминания о взяточничестве относятся к XIV веку. Кстати, одно время вместо понятия «взятка» использовался термин «посул». А вообще на Древней Руси подношения были главным источником благосостояния представителей государственного аппарата, поскольку жалованье (говоря по-современному, заработную плату) им никто не выплачивал и средства на это в казне не были предусмотрены. Подношения назывались «кормлениями». Проще говоря, государственные работники кормились за счет своих подданных, проживающих на подвластной территории.
Объемы подношений (кормлений) могли утверждаться законодательно либо определяться исходя из сложившихся традиций и обычаев. Очевидно, что существование взяток в современном виде тогда было невозможно. Поэтому нарушением считались лишь такие посулы, при которых допускались очевидные злоупотребления, выражающиеся в превышении установленных или общепринятых объемов подношений.
В XVI веке в России сформировался централизованный аппарат государственного управления, что повлекло за собой появление первых бюрократов – государственных служащих, получавших содержание из государственной казны. Теперь благосостояние чиновников формировалось не по географическому принципу (то есть за счет подданных, проживающих на подвластной территории), а благодаря занимаемой должности, за работу в которой им официально полагалось жалованье.
Однако традиция подношений государственным служащим сохранялась еще довольно долго, причем также вполне официально. К концу XVII века в России существовало три основных вида подношений.
♦ Плата за выполнение той или иной технической работы – например за составление необходимой документации, утверждение сделки и т. д. Это был наиболее распространенный вид подношений, что, в общем-то, можно понять: чиновнику выплачивалось вознаграждение за конкретную работу.
♦ Различные подарки, выраженные как в денежной, так и в товарной форме (продукты, драгоценности и т. п.). В то время подобные подношения назывались «поминками» или «почестями». Они не трактовались как взятка или подкуп, а считались лишь символом уважения к работнику государственного аппарата.
♦ Прямой подкуп с целью добиться нужного результата в обход действующего законодательства или установленного порядка решения подобных вопросов. В отличие от двух предыдущих данный вид считался должностным преступлением, назывался «посулом» и подпадал под юрисдикцию уголовного права.
Следует отметить, что в те времена разница между официально разрешенным подношением и посулом, являющимся уголовным преступлением, была весьма условной. С одной стороны, многие чиновники могли понести незаслуженное наказание за получение вполне легального подношения, с другой – злостный взяточник имел все шансы благополучно уйти от ответственности.
Когда в России пришел к власти Петр I, он запретил любые подношения государственным служащим. Теперь «поминки», «почести» и иные подобные презенты также считались уголовным преступлением и строго карались. Однако, как ни парадоксально, суровые меры не возымели должного действия: именно эпоха правления Петра I ознаменовалась повсеместным распространением казнокрадства и взяточничества (особенно это касалось низших звеньев чиновничьего аппарата). Несмотря на то что за честностью и порядочностью чиновников были призваны следить специально обученные люди (представители фискальных органов), они в большинстве случаев просто брали с взяточников и казнокрадов часть дохода, закрывая глаза на злоупотребления с их стороны.