Я дочь болезни Альцгеймера.
У моего отца, Сарджента Шрайвера, ее диагностировали в 2003 г. В 2011 г. он скончался. Природа наградила его необычайно острым умом – великолепно настроенным инструментом, вызывавшим у нас благоговейный трепет и вдохновение. Было невыносимо больно наблюдать за тем, как эта ходячая энциклопедия, этот неисчерпаемый кладезь знаний обо всем на свете превращается в человека, не способного вспомнить назначение вилки и ложки или мое имя – и даже свое собственное.
Именно недуг отца, а затем и мамин инсульт (значимый фактор риска развития болезни Альцгеймера) преисполнили меня решимостью сделать все возможное, чтобы найти лекарство от этого разрушительного заболевания.
Уже более пятнадцати лет я нахожусь на передовой борьбы против болезни Альцгеймера. Как общественный деятель и журналист, я всеми доступными средствами распространяю информацию об этой проблеме, привлекаю к ней интерес общественности и ищу способы защитить бесценное будущее здравого разума своих сограждан. Я выступала в Конгрессе США, основала движение «Женщины и болезнь Альцгеймера», была продюсером документального фильма «Проект Альцгеймера» производства HBO, написала ставшую бестселлером детскую книгу о болезни Альцгеймера, чтобы начать диалог между поколениями, выступила исполнительным продюсером оскароносного фильма «Все еще Элис», рассказывающего о женщине, пораженной деменцией.
В 2010 г. совместно с Ассоциацией Альцгеймера я опубликовала «Отчет Шрайвер: Нация одной женщины берет на себя болезнь Альцгеймера», в котором мы впервые официально объявили, что две трети всех пациентов с этим недугом – женского пола. Этот шокирующий факт заставил меня возвести интересы женщин в приоритет всей моей работы по борьбе с болезнью Альцгеймера.
Вдумайтесь: каждые 65 сек. еще один человек заболевает ею, и двумя из трех новых пациентов становятся женщины – и мы до сих пор не знаем почему. После 60 лет риск развития болезни Альцгеймера у женщины в два раза превышает риск развития рака молочной железы. Почему же тогда мы не говорим во всеуслышанье об этой катастрофе?
Кроме того, именно женщины составляют две трети тех 40 млн сиделок, которые бесплатно ухаживают за недееспособными членами семьи, из них 17 млн – за пациентами с болезнью Альцгеймера. Наверное, не стоит удивляться, что похожая статистика наблюдается во всем мире. Параллельно с уходом за больным человеком женщины еще работают или занимаются домашним хозяйством (либо делают и то, и другое). Им приходится совмещать множество задач, среди которых часто и воспитание маленьких детей, а тут еще и непосильный труд по уходу за близкими, страдающими слабоумием. И этот труд сам по себе сопряжен с огромными физическими и психическими нагрузками. Как может женщина, здоровье которой тоже не застраховано от рисков, при этом адекватно заботиться о себе в условиях постоянной усталости, стресса, отчаяния – день за днем, год за годом?
Как раз такими вопросами занимается наше движение «Женщины и болезнь Альцгеймера». Одной из его главных миссий является просветительская деятельность: мы рассказываем женщинам о существующем для них риске развития этой разрушительной болезни. И что самое важное, мы даем необходимую информацию, с помощью которой они могут позаботиться о своей жизни, здоровье, семье, научившись вести образ жизни, правильный с точки зрения функций головного мозга. Также мы финансируем исследования по болезни Альцгеймера с участием женщин и разрабатываем способы применения их результатов на практике. Наша цель – способствовать созданию высококлассных медицинских центров, где пациенты, и особенно женщины, могли бы найти врачей и консультантов, которые подсказали бы, как отсрочить или предотвратить появление этого недуга. Мы знаем, что существуют определенные механизмы его развития, специфичные для женского организма, и что на некоторых этапах трансформации женской физиологии могут увеличиться риски. Так что мешает нам собрать как можно больше знаний о женском мозге и его взаимосвязи с общим состоянием здоровья, чтобы предложить конкретные шаги и тем самым отнести наступление болезни на более поздний срок или вовсе его не допустить?
Книгу, которую вы сейчас видите перед собой, «ХХ-мозг», с полным правом можно назвать нашей путеводной звездой.
Доктор Лайза Москони посвятила карьеру исследованию этой животрепещущей темы. Болезнь Альцгеймера оставила след и в ее жизни. Бабушка Лайзы была одной из четверых детей; у нее было две младшие сестры и брат. Все три сестры умерли от болезни Альцгеймера, тогда как их брата недуг обошел стороной. Когда бабушка полностью утратила навыки самообслуживания, мама Лайзы взяла на себя уход за ней, а вместе с ним и весь груз душевных страданий, стресса и усталости. Лайза своими глазами видела, как болезнь выборочно поражает одних представительниц ее семьи, а тяжкое бремя заботы о них ложится на плечи других. Совокупное влияние таких факторов на ее жизнь заставило Лайзу искать ответы на вопросы, с которыми вы и познакомитесь в данной книге.
Посвятив всю свою профессиональную деятельность выбранной миссии, теперь она предлагает женщинам способ предупредить деменцию независимо от того, приходится ли им ухаживать за недееспособными родственниками или бороться с собственным недугом.
Как вы вскоре узнаете, медицина давно признает наличие гендерных различий в статистике по неврологическим заболеваниям, но они всегда списывались на тот факт, что женщины живут дольше мужчин. Однако сейчас нам известно, что имеют значение и другие факторы.
Если большинство исследователей в этой области сосредоточивали все внимание на амилоидных бляшках – характерном признаке болезни Альцгеймера, – то Лайза заподозрила, что более высокий уровень заболеваемости среди женщин может быть связан с метаболическим здоровьем. Она доверилась интуиции, предположив, что ключевую роль в этом могут играть наши гормоны. Благодаря Лайзе и ее единомышленникам, не удовлетворенным существующим в медицине положением вещей, начало зарождаться движение, задавшееся целью тщательнее изучить уникальное влияние половых гормонов и самих XX-хромосом, которые и дали название этой книге, на женское здоровье. Как оказалось, не только болезнь Альцгеймера, но и другие недуги, такие как депрессия, аутоиммунные заболевания, стресс и воспалительные процессы, воздействуют на женский организм иначе и зачастую более драматично, чем на мужской.
Я познакомилась с Лайзой, когда решила пройти обследование на когнитивные расстройства у ведущего эксперта в области профилактики болезни Альцгеймера доктора Ричарда Айзексона. Ричард, намного опередив свое время, запустил такую программу в Корнеллском университете и Пресвитерианской больнице в Нью-Йорке. С 2016 г. наше движение поддерживает его работу по поиску научных доказательств взаимосвязи между коррекцией образа жизни и улучшением когнитивных функций, в том числе снижением риска развития болезни Альцгеймера. В 2017 г. Ричард познакомил меня с новой исследовательницей, которую переманил из другой больницы на должность заместителя директора, зная, что меня заинтересует направление ее научной деятельности, поскольку оно было сосредоточено на женском здоровье. Лайза опубликовала данные своего первого исследования, которое показало, что женский мозг становится более уязвимым для болезни Альцгеймера в годы непосредственно перед менопаузой и сразу после нее. В дальнейшем она много работала над изучением зависимости между гормональным фоном женщины в более молодом возрасте и здоровьем ее головного мозга. В значительной мере именно благодаря ей мы теперь знаем, что начинать заботиться о нем женщина должна не после менопаузы, а несколькими десятилетиями ранее. Восхищенные инновационной исследовательской деятельностью Лайзы, мы пригласили ее в Консультационный совет движения «Женщины и болезнь Альцгеймера», а с 2018 г. начали финансировать один из ее научных проектов.