Эта книга расскажет о боевом пути Императорского японского флота в годы Второй мировой войны, от блестящих побед в первые шесть месяцев до практически полного уничтожения к сентябрю 1945 года. Впрочем, последние два корабля погибли летом 1946 года во время атомных испытаний на атолле Бикини. Это были линкор «Нагато», на котором в день нападения на Пёрл-Харбор находился адмирал Ямамото, и новейший легкий крейсер «Сакава», который так и не принял участия в боевых действиях. В какой-то степени это было символично. При этом рассказ будут вести по большей части сами японцы. В результате иногда будут встречаться расхождения в названиях боев и сражений. Например, боем у острова Саво американцы и японцы называют два совершенно различных столкновения.
Но сначала необходимо дать несколько технических справок. Очень часто Императорский японский флот отождествляют с Объединенным флотом. Это грубая ошибка. Да, Объединенный флот был создан еще в 1894 году, в него входило подавляющее большинство кораблей Японской империи. Однако в 1937 году после начала агрессии в Китае был создан Флот Китайского района, не подчинявшийся Объединенному флоту. В него включили небольшое количество мелких кораблей, помогавших армии в Китае, но все-таки это была совершенно независимая структура.
В годы войны операции Объединенного флота чаще всего назывались буквами латинского алфавита. При этом возникает любопытный казус. Как известно, в японском языке нет звука «эль», но, тем не менее, вторжение на остров Суматра называлось «операция L», а высадка на Командорских островах – «операция AL». Имелись несколько исключений, вроде «операции СЁ», но их можно было пересчитать по пальцам.
Дополнительные проблемы создавала неопределенность с чтением иероглифов. Перевод одинаково звучащих слов зависит от их написания. Например, «кокутай» из трех иероглифов в военной литературе переводят как «воздушный отряд», «воздушная флотилия». Но то же самое слово из двух иероглифов – национальная идея, связь императора со своим народом. Можно вспомнить одного из японских адмиралов, которого иногда именуют Такадзи Дзосима, но в других случаях – Такацугу Дзоодзима. Впрочем, иногда это относится и к американским адмиралам. Например, 3-м флотом командовал адмирал Уильям Холси, однако более чем за полвека устоялось другое написание его фамилии – Хэлси.
Именно с американскими флотами на Тихом океане связана интересная история. В действительности существовало два флота – один действовал на юге океана, второй – в его центральной части. Однако мы видим 7-й флот, 3-й флот и 5-й флот. При этом 3-й и 5-й флоты состояли из одних и тех же кораблей, ни них лишь периодически менялось командование. Скажем, 3-м флотом командовал адмирал Спрюэнс, потом его менял адмирал Хэлси. Интересно, что 1-й флот, зоной ответственности которого была северная часть океана, был сформирован только после войны, в 1946 году.
В книге много говорится о разногласиях в японском командовании, которые часто приводили к трагическим результатам. Армия вела свою войну, флот – свою, мало того, существовали постоянные разногласия между Морским генеральным штабом и командованием Объединенного флота, что тоже создавало массу проблем.
Впрочем, у американцев дело обстояло немногим лучше. В 1942 году Тихий океан был поделен на четыре театра военных действий – север Тихого океана (СТО для краткости), Тихий океан, точнее его центральная часть (ЦТО), юг Тихого океана (ЮТО) и Юго-Запад Тихого океана (ЮЗТО). В результате между независимыми командованиями постоянно возникали трения. И если первые три находились под контролем адмирала Нимица, что позволяло находить компромиссы, то ЮЗТО командовал «американский Бонапарт» – генерал МакАртур, совершенно не расположенный уступать флоту. Лишь в 1943 году Нимиц был назначен Верховным главнокомандующим Тихоокеанским ТВД, но и это не решило всех проблем. Помогало лишь подавляющее превосходство американцев в силах, сглаживающее последствия ошибок и разногласий.
В целом история Тихоокеанской войны очень интересна. Скажем, за шесть месяцев боев вокруг острова Гуадалканал произошло больше сражений, чем в Европе за шесть лет войны.
Воскресным утром 7 декабря 1941 года самолеты авианосцев вице-адмирала Тюити Нагумо нанесли сокрушительный удар по Тихоокеанскому флоту США в Пёрл-Харборе. Япония начала войну против Соединенных Штатов. Эта операция была всего лишь одной из более чем десятка, проводимых японцами в одно и то же время. Они нанесли ряд скоординированных ударов по американским и британским силам на всем обширном Тихоокеанском театре. Западные историки называют начало войны японцами «безумным», «идиотским» или «самоубийственным». Но, чтобы понять, почему японцы начали войну, следует учитывать культурно-исторические различия между Востоком и Западом.
Хотя Япония была современной индустриальной державой, поступками этой нации часто управляла примитивная средневековая мифология Синто. Японцы верили, что ими правит божественный император, прямой потомок императора Дзимму, который сошел с неба в 660 году до Рождества Христова, чтобы править японцами. Да и самих себя они считали потомками младших богов. Между XII и XIX столетиями Япония превратилась из коллекции феодальных княжеств в единое феодальное (хотя специфически японское) государство. Все эти столетия там правили военные. Действие всегда предпочиталось слову. После того как в Японии было создано в 1868 году национальное государство, оно тоже было насквозь пропитано духом милитаризма. Японцы всегда считали себя в долгу перед императором, причем этот долг не может оплатить даже смерть.
Японцы верили, что их страна неповторима, благодаря своему происхождению и политическому строю. Она никогда не проигрывала войн. Когда монголы высадились на берегах Кюсю в XIII веке, тайфун перетопил монгольский флот, и уцелевшие враги бежали. Тайфун был назван «Камикадзэ – божественный ветер». Такие легенды питали «Нихон сэйсин», веру в японский дух, который возобладает над любым врагом. Влияние подобных верований было исключительно сильным среди военных, особенно среди младших офицеров, чье мировоззрение было сильно ограничено воспитанием. Однако они сильно влияли на поведение почти всего японского народа.
Хотя колоссальными усилиями Япония вырвалась в ряды ведущих держав к 1941 году, ее лидеры чувствовали, что западный мир все еще не принимает страну на равных. Отношения с США, заокеанским соседом, стабильно ухудшались с 1907 года. Даже когда в 20-х годах к власти в Японии пришли умеренные, американский конгресс в 1924 году принял закон об иммиграции, который ограничивал иммиграцию азиатов в США. Это был чувствительный удар, так как в 1907 году с президентом Теодором Рузвельтом было заключено джентльменское соглашение, что подобные ограничения не коснутся японцев.