20 сентября / Начался первый день моей «эпопеи». Б. Аня с дедом ночевали у нас и проводили до вокзала. В 5:00 приехал Генка, и, конечно, мы совсем не были готовы. Томка ещё лежала в постели. Но всё-таки в 5:30 мы выехали. В 6:00 отъехали. Б. Аня, Александра Филипповна и Томка поревели. А у меня ячмень растёт всё больше и больше. В 9:45 приехали благополучно в Москву. По дороге встретил Владимира Петровича Королёва – он возвращался со Шпицбергена. Интересно, что за время его пребывания там было землетрясение и медведи напали на человека. Шрам на щеке, нет уха и хохочет без всякой причины.
Наши с Томкой чемоданы неподъёмные, носильщик долго с ними кряхтел и взял 3 рубля. Сразу же позвонил в МКП и ТМИ. Весь день потерян в ожидании документов на билеты. Был разговор о том, что, по всей вероятности, мы через год поедем в отпуск. После ТМИ в 17:00 поехали заказывать билеты. Приняли заказ на самолёт из Домодедово (в 18:10 23-го сентября), на поезд и теплоход. Томка пойдёт оформлять завтра. В 19:45 приехали в гостиницу «Заря». До 20:00 ждали, потом я нахально влез без очереди и получил двухместный номер для нас с Томкой. Позвонил Славкам – договорились о встрече завтра в 18:00. Заказали телефон на утро с Алма-Атой и Тулой.
Ложусь спать: устал, как собака. Томка весь день была хорошей (один раз в метро немного поругалась из-за ерунды) – сейчас лежит и храпит. Было! В общем, день какой-то неорганизованный, трудный, нервный. Что-то будет завтра?
21 сентября / Разбудил звонок, так как заказывали вчера Тулу. В 7:30 поговорили с мамой, договорились, что они с Андреем приедут 22-го в 19:00. После этого неудачно поговорили с Алма-Атой. К 10:00 поехали в ЦК на сдачу билетов. Заполнили обязательства и карточки, были на беседе. После этого поехали на оформление билета. Рита сделала всё довольно удачно, так что к 13:00 мы уже были с билетами. В ВЦСПС ездили Володя и Иван. Мы с Томкой съездили на Павелецкий за шляпой и на Сокол за будильником. Одновременно смотрели костюм – бесполезно! После проспекта Мира направились домой, так как к 18:00 должен прийти Славка. Заказали на вечер Алма-Ату и на утро Сашку.
Славка с Милой приехали в 19:00, посидели. Вспомнили дядю Андрюшу. Ведь сегодня ровно пять лет со дня его смерти. Пьяненький я, но держусь.
22 сентября / Разбудил звонок из Алма-Аты. Томка со всеми поговорила, простилась. Звонила Рита – собирается рожать. Было. После этого проспали до 9:00. Потом пришли Валера и Иван с жёнами, так что из гостиницы выбрались только в 11:00. Поехали на Щёлковскую сначала, ничего там нет! После Щ. Томка устала и поехала в гостиницу. Я же съездил в ТМИ, отдал все билеты на оформление, чтобы завтра не терять время. Съездили в ЦУМ, ГУМ – ничего. Постригся (конечно, в Столешникове). Дорого, но зато здорово. В 19:15 встретили маму и Андрея. Поехали к т. Лёле. Кроме всех нас был Юра и, по-моему, всё было очень хорошо. Томка поговорила с Сашей – он завтра прилетает в Москву, так что встретимся. Сейчас поговорили с Донским и ложимся спать.
23–24 сентября / Надо всё-таки писать каждый день, потому что прошло всего два дня, а из-за большого количества впечатлений можно всё забыть. Итак, буду вспоминать. С утра 23-го мы с Томкой решили купить мне костюм и поехали в магазин, но по пути выяснилось, что времени в обрез и надо ехать в ТМИ. По моим расчётам мы должны были бы управиться за час-полтора. Но как всегда всё получается не так, как хочется.
Сначала была беседа в ТМИ. В связи с тем, что она была не первой, ничего нового не сказал. Очень хорошо, что была Томка: для неё это был первый сбор. После беседы получили загранпаспорта. Вообще-то момент волнительный. Отдаёшь свой родной, к которому привык, на который уже перестал обращать внимание, и получаешь что-то необыкновенное. Синий официальный строгий. Внушительный уже хотя бы из-за одной фотографии, которая в четыре раза больше нашей обычной. Очень долго листал его, прочитал каждую строчку, каждую букву. Особенно волнительно смотреть на визу. Мне разрешается ехать! Первый раз увидеть паспорт и визу, которые разрешают переехать в другую страну, – это что-то необыкновенное. А к тому же в такую необыкновенную страну, как Япония!
С аттестатами опять неразбериха. Несмотря на то, что я вчера ездил, всё-таки толком никто не объяснил, что же нужно сделать. Кроме того, что за Томку пришлось заплатить 35 рублей, за её питание на пароходе я получил 98 рублей и аттестации на 445 рублей в месяц. Очень много времени ушло на переходы по этажам, на чтение инструкций в техотделе. Неужели нельзя было всё это сделать заранее, а не оставлять на последний день? В общем, с 10 часов мы пробыли там почти до 13:00. Томка в 11:30 убежала в ЦУМ, где мы договорились встретиться с Андреем и мамой. Перед тем как уйти, устроила мне обструкцию ни за что: видите ли, я мало уделяю ей внимания! А о каком внимании может идти речь, если я весь в напряжении, времени не хватает, кажется, что ещё ничего не сделано. Никто не знает, как и что надо делать. Если бы это было хотя бы второй раз, а то всё впервые, всё незнакомо.
Ну да ладно, всё кончилось как будто. Вместе с Володей поехали на Павелецкий, чтобы взять багаж и ехать в Домодедово. Решили отправиться в 14:00 для того, чтобы оставшиеся до отлёта четыре часа провести спокойно в аэропорту. Улетали мы в 18:10 рейсом № 27 Москва – Хабаровск.
Но опять всё случается не так, как хочется. Приехали мы с ним на Павелецкий в 13:20, очередь огромная – все хотели уехать на такси. Пока он стоял в очереди, я нашёл носильщика и перевёз вещи на стоянку такси. Томка с мамой и Андреем приехали в 14:00. Взяли такси, перетащили вещи к кассе № 3, в которой должна производиться регистрация на наш 27-й рейс. Оставили с вещами женщин, а сами пошли в ресторан, так как с утра я ещё ничего не ел. День рыбный. В меню ничего нет, но что сделаешь? Надо есть и надо отметить, что мы, наконец-то, после всех мучений улетим через каких-то полтора-два часа.
Вот написал, что мучения закончились, а может быть только начинаются. Вспомнилось, что Андрюха-то остался. Провожание не обошлось без слёз. Как же им будет без нас? У нас с Томкой всё-таки смена декораций, постоянно будем видеть что-то новое, а у них? И в то же время за эти полтора года, с тех пор как узнали о командировке, мы все, наверное, внутренне подготовились к этой разлуке.
Полёт прошёл сравнительно удачно. Обычный ужин, завтрак, конфеты, только при посадке здорово болели уши. Леночка даже плакала. А вообще-то такой полёт для меня был первым. Всё-таки какая у нас территория!
Вылетели в 18:10, правда с опозданием. Прилетели через восемь часов, в 2:20 по-московскому и потеряли где-то в воздухе целую ночь. Взлетели, стемнело примерно через час, часа три было темно, а потом рассвело и появилось солнце, ночь пропала. Конечно, всё это понятно, но на себе испытать всё равно интересно.