Kamini Desai
Yoga Nidra. The Art of Transformational Sleep
© 2017, Kamini Desai, PhD, All Rights Reserved
© ООО Книжное издательство «София», 2020
* * *
Эта книга посвящается моим дорогим родителям, чью любовь я очень глубоко ценю. Я безгранично благодарна вам за все, чему вы меня научили.
Ваше учение помогло тысячам людей по всему миру – и продолжает жить в этой книге. Пусть она станет моим вкладом в дело развития человечества!
Я не устаю удивляться той всесторонней поддержке, которую я получала на протяжении всей работы над книгой и которая позволила ей появиться на свет. Прежде всего огромная благодарность тебе, Сьюзен Гантер, за твою верную и неизменную поддержку, за кропотливую работу по редактированию каждой страницы и по подготовке текста к изданию. Спасибо Линн Мэттьюс, истинному учителю, за ее понимание и готовность посвятить свое ценное время редакции этой книги просто потому, что она поверила в ценность метода и в его целительский потенциал. Спасибо Диане и Фреду Кованам, которые, оценив мою работу, вызвались внести улучшения в книгу. Эрик Валрабенштайн, спасибо тебе за твою дружбу и тонкие замечания, которые так помогли отточить и придать конечную форму всему учению. Моя благодарность Институту Амрит-йоги и всем его учителям, которые с таким изяществом практикуют и обучают сути и техникам Амрит-метода йога-нидры. Спасибо моей ассистентке Хамсе, которая заботится обо мне в столь многих отношениях.
Наконец, спасибо моему мужу Скули и моей новой семье – моей команде. Вы принесли мне больше радости, чем я когда-либо могла представить, вы – осуществление всех моих надежд.
Предисловие к русскому изданию
Что, если болезнь – не просто болезнь? Что, если депрессия – не просто депрессия? Что, если стресс – не просто стресс? Что, если многие наши физические, ментальные и эмоциональные проблемы – лишь ощутимые проявления более глубоких причин?
Нет ума без тела и тела без ума. То, что мы называем телом, умом, эмоциями и энергией, – не отдельные явления, а части единой слаженной системы. Относиться к ней по-другому – значит ограничивать себя.
Аюрведа – наука, родственная йоге, – утверждает, что болезнь всегда коренится в нашей отделенности от целого. Отделившись от своего собственного духа, мы начинаем отождествлять себя с умом или эмоциями. В результате телом управляют программы ума и эмоций, а не души. Непрерывно поступающая в тело ложная информация рано или поздно приводит к болезни.
Йога-нидра – это очень легкая медитация. Ее невозможно делать неправильно. Она настолько проста, что до сих пор большинство людей просто не замечали ее силы. А она обладает силой вернуть нам знание нашей истинной природы и создать состояние подлинного здоровья, которое есть нечто большее, чем просто отсутствие болезней. Быть здоровым – значит знать, кто ты на самом деле. Знать, что ты – Самость за пределами ума, за пределами эмоций, за пределами мыслей. Здоровье, знание Себя и духовность – это не три разные вещи. Это одно и то же. И с этим работает йога-нидра. Я рада, что моя книга дошла до русскоязычных читателей, и надеюсь, что ее послание прозвучит громко и ясно в нынешнее время, когда кажется, что внешние факторы уводят нас все дальше и дальше от правильных ответов, которые находятся внутри нас.
Камини Десаи, 28 июня 2018 г.
Был 1972 год. Я начинал карьеру клинического психолога и работал в клинике при больнице. Моей пациенткой была тринадцатилетняя девочка, вынашивавшая своего второго ребенка. Первого ее ребенка, которому на тот момент было два года, растила бабушка девочки по матери. От самой матери, употреблявшей героин, помощи ждать не приходилось; отца моя пациентка никогда не знала. Девочка была в депрессии, ее одолевали тревоги. Единственным, чего она ждала с нетерпением, было рождение ребенка. Я считал, что моя задача как психолога заключалась в том, чтобы девочка перестала рожать детей, сама еще будучи ребенком. Но она хотела малыша, чтобы хоть кто-то любил ее и помогал ей ощущать собственную значимость. Так она видела жизнь. Она знала, что и почему делает. В тот раз я впервые четко почувствовал, что у клинической психологии есть свой предел. Истинное понимание ситуации ничего не изменило бы в жизни этой девочки. Как и в жизни тысяч пациентов, последовавших за ней.
В прошлом году я познакомился с сорокапятилетним ветераном Иракской войны. Не в своем кабинете, а просто в компании общих друзей. Он рассказал, что страдает от последствий травматического повреждения мозга и посттравматического стрессового расстройства. Лечился амбулаторно, в госпитале для ветеранов, и принимал около пятнадцати сильных препаратов, помогавших контролировать многочисленные симптомы психического расстройства. Кроме того, он консультировался у психолога. Через какое-то время я узнал, что этот человек покончил жизнь самоубийством, присоединившись к тем двадцати трем ветеранам американских военных кампаний, которые ежедневно лишают себя жизни.
Наиболее распространенные подходы к психотерапии и личностному росту основываются на нескольких допущениях. Так, психоанализ и многие его ответвления базируются на допущении о том, что как только пациент узна́ет об истории своего болезненного состояния и что послужило причиной появления симптомов, он сразу же поймет, почему он устроен так, как устроен, и автоматически наступит облегчение. Такое событие называют «инсайтом». Бихевиористское направление психотерапии предполагает, что путем изменения поведенческих шаблонов, которому можно обучиться, пациент добивается улучшения и избавляется от неадаптивного поведения. Когнитивная терапия основывается на допущении, что, если определить и изменить негативные, саморазрушительные мысли, человек исцелится. Эти и большинство других психотерапевтических техник либо вообще игнорируют физиологические процессы, протекающие в организме индивида, либо не придают им должного значения. Йога-нидра же напрямую обращается к привычным физиологическим паттернам реагирования, сосредоточивается на них и изменяет их. Это приводит к настоящим переменам в самочувствии, к исцелению, росту и свободе без необходимости обращаться к истории возникновения тех или иных травм.
За сорок пять лет клинической практики на передовых рубежах охраны психического здоровья мне пришлось иметь дело с психотиками, шизофрениками, людьми, страдающими от биполярного расстройства, депрессий, травм, зависимостей, неврозов, а также с «озабоченными здоровыми». Я лечил детей, подростков, взрослых и пожилых людей, индивидуально, парами, семьями и целыми группами. Работал с криминалистикой, с людьми, обвиняемыми в убийствах, должностных и уличных преступлениях. Хотя я не психиатр и не прописываю психотропные препараты, на протяжении всей своей карьеры я наблюдал их широкое употребление. Я изучил множество разных подходов к психотерапии и личностным переменам, от классического фрейдистского психоанализа до регрессий в прошлые жизни, пройдя через весь спектр методик, лежащих между ними. И как минимум на протяжении последних тридцати лет я нахожусь под большим впечатлением от медитативного и телесно-ориентированного подхода к терапии, в частности от массажа, йоги и тайцзи.