Слово «теософия» в настоящее время на устах у многих, и немало людей считают себя теософами, которые даже ясно не осознают, что такое теософия. Ибо это – Божественная Мудрость, а она есть тот Свет, который светит каждому человеку, появляющемуся в мире. Свет не принадлежит никому исключительно; он принадлежит каждому и всем, и только способность воспринимать его дает право владеть им; факт же владения налагает долг делиться этим Светом с другими.
Каждая религия, каждая философия, каждая наука и каждая деятельность извлекает всё, что в них есть истинного и прекрасного из Божественной Мудрости, но ни одна из них не может претендовать на исключительное владение этой мудростью. Теософия не есть принадлежность Теософического общества. Теософическое общество принадлежит теософии.
Что составляет самую суть теософии? То, что человек, будучи божественного происхождения, может познать Бога, жизнь которого заключена и в нем. Как неизбежное дополнение к этой высшей истине является факт Человеческого Братства. Божественная жизнь и есть тот дух, который проникает всё существующее от мельчайшего атома до архангела; самая пыль под нашими ногами не могла бы существовать без божественной Жизни; высочайший серафим – только искра от того вечного Огня, который есть Бог. Все участники в единой Жизни образуют единое Братство. Имманентность Бога и единство человечества– таковы основные истины теософии.
Второстепенные учения теософии – те же самые, которые встречаются во всех религиях, живых или мертвых. Единство Бога и троичность Его природы; схождение Духа в материю и отсюда – иерархия разумных существ, к числу которых принадлежит и человечество; постепенный рост человечества путем раскрытия сознания и эволюция человеческих тел путем перевоплощения; осуществление этого роста под действием нерушимого закона причинности, т. е. кармы; наличие среды, в которой происходит этот рост, состоящий из трёх миров – физического, астрального и ментального, или земли, посредствующего неба и небес; существование божественных Учителей, сверхчеловеков.
Все религии учат или учили этому, хотя бы от времени до времени то или другое из этих учений и отодвигалось иногда на задний план; но проходило время, и оно снова появлялось, как это случилось с учением о перевоплощении, исчезнувшем из церковного христианства и ныне снова возникающим, как бы потонувшим и снова всплывающим на поверхность.
Распространять эти истины во всех частях мира является прямой задачей Теософического общества. Хотя для каждого отдельного члена совсем необязательно принимать все эти истины. Каждому члену предоставляется полная свобода изучать, принимать или отвергать их по своему усмотрению; но если бы всё Общество как совокупная единица перестало принимать и распространять их, оно тем самым прекратило бы своё существование.
Это единство учений в мировых религиях зависит от того факта, что все религии основаны членами единого Братства Великих Учителей, хранителей божественной мудрости, или теософии.
Из этого Братства появляются от времени до времени Основатели новых религий, приносящие миру снова и снова те же учения, лишь передаваемые в иной форме, соответствующей условиям времени, т. е. ступени развития народа, которому даётся новая религия, типу этого народа, его потребностям и его способностям.
Всё существенное сохраняется; только несущественное подлежит перемене.
Эта тождественность всех религий доказывается символами, которые повторяются в каждой из них, ибо символы составляют общий язык религий. Круг, треугольник, крест, око, солнце, звезда и многие другие несут на себе немую печать основного единства всех мировых религий. Зная это, Теософическое общество служит каждой религии в её собственной области и соединяет их все в единое Братство.
В области морали теософия строит свои учения на Единстве и видит в каждой форме выражение единой общей Жизни, из чего следует, что всё, что вредит одному, вредит и всем. Делать зло – всё равно, что вносить яд в организм человечества, и это есть преступление против Единства. Теософия не обладает готовым кодексом морали, ибо все её положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она даёт своим последователям наиболее высокие нравственные учения. Теософическое общество не имеет готового кодекса морали ещё и потому, что каждый кодекс неминуемо спускается до среднего уровня современности, тогда как Теософическое общество стремится поднять своих членов выше существующего уровня, ставя перед ними высочайшие идеалы и вдохновляя их наиболее благородными стремлениями. Оно учит жить в духе великих Учителей человечества, оно стремится раскрыть внутренний закон, а не навязывать внешний. Отношение Общества к его наименее развитым членам выражается не в изгнании их, а в стремлении поднять и преобразить их.
Воплощение божественной мудрости в определенную организацию образует то ядро, из которого ее жизненные силы могут распространяться по всем направлениям. Таким образом, создаётся новая сильная связь между духовным миром и миром материальным; создается «внешний и видимый знак внутренней и духовной благодати», свидетельство божественной Жизни в человеке.
Солнечная система являет собою группу миров, вращающихся вокруг центрального солнца, из которого они извлекают свет, жизнь и энергию. В этом вопросе все – и теософы, и нетеософы – думают согласно. Но теософ видит в солнечной системе гораздо более того: для него это – обширное поле эволюции, во главе которой находится Господь, который создал для неё материю из эфира Пространства, насытил эту материю своею Жизнью, организовал её в Своё Тело и из Своего Сердца, Солнца, излил энергию, которая обегает по всей системе, подобно потокам крови, возвращающейся к Сердцу, когда её питательные свойства истощатся, чтобы вновь зарядиться для новой работы.
Поэтому для теософа солнечная система является не только превосходным механизмом из физической материи, но и выражением Жизни и питомником бесчисленных жизней, происходящих от последней и проникнутых в каждой своей частице скрытым или активным разумом, желанием и деятельностью.
Солнечная система «существует ради единого Я, чтобы зародыши Божественности, все зачаточные Я, происходящие от верховного Я, могли бы раскрыться в подобие Бога-Отца, природу которого они разделяют, будучи воистину участниками божественной Природы».
Отдельные миры солнечной системы производят человечество и рядом с ним дают жизнь и существам низшего разряда. В мирах более утончённых, чем физический мир, пребывают существа более развитые, чем люди, но также и менее развитые, чем они; существа, облеченные в тела из более тонкой материи, чем физическая, и поэтому невидимые для физических глаз, несмотря на то, что они не менее деятельны и разумны; существа, среди которых находятся сонмы людей, которые на время лишились своей телесной оболочки и тем не менее продолжают быть мыслящими, любящими и деятельными существами. И даже во время жизни на нашей физической земле, когда люди заключены в телесный покров, они продолжают оставаться в соприкосновении с этими другими мирами и с обитающими там существами; они могут быть в сознательном сношении с ними, как о том свидетельствуют пророки, мистики, ясновидцы и основатели религий.