Скотт Шапиро - Законность

Другие книги серии "Философия права"
О чем книга "Законность"

Что такое право? Этот вопрос волновал философов, начиная с Платона и заканчивая Томасом Гоббсом и Г. Л. А. Хартом. Тем не менее многие другие считают, что он заводит нас в тупик. В книге «Законность» Скотт Шапиро утверждает, что определение права не только имеет смысл, но и крайне важно. Нарушая давнюю традицию юриспруденции, он утверждает, что закон нельзя понимать просто с точки зрения правил. К правовым системам лучше всего относиться как к очень сложным и изощренным инструментам для создания и применения планов. Такое смещение фокуса юриспруденции – с правил на планы – не только решает многие из самых волнующих и трудных вопросов, касающихся природы права, но также имеет глубокие последствия для юридической практики.

«Законность» написана ясным языком без специальной терминологии и не предполагает никакой юридической или философской подготовки. Она является одновременно новаторской теорией права, прекрасным введением в классическую юриспруденцию, а также ее защитой.

Бесплатно читать онлайн Законность


Copyright © 2011 by Scott J. Shapiro

Published by arrangement with Harvard University Press.

© Издательство Института Гайдара, 2021

* * *

Посвящается Элисон


Сокращения

AL Joseph Raz, Te Authority of Law: Essays on Law and Morality (Oxford: Oxford University Press, 1979)

CL H. L. A. Hart, Te Concept of Law, ed. Joseph Raz and Penelope Bullock, 2d ed. (Oxford: Oxford University Press, 1994)

EJP H. L. A. Hart, Essays in Jurisprudence and Philosophy (Oxford: Oxford University Press, 1983)

LE Ronald Dworkin, Law’s Empire (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986)

PJD John Austin, Te Province of Jurisprudence Determined, ed. Wilfred E. Rumble (Cambridge: Cambridge University Press, 1995)

PRN Joseph Raz, Practical Reason and Norms, 2d ed. (Oxford: Oxford University Press, 1999)

ИП Рональд Дворкин, Империя права (Москва: Издательство Института Гайдара, 2020)

ПП Г. Л. А. Харт, Понятие права (Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007)

Смысл и значение «Законности» в теории права

То, что «Законность» Скотта Шапиро выходит на русском языке, – большое событие1. Важно, что книга выходит в серии «Философия права» Издательства Института Гайдара, в рамках которой уже вышли ключевые работы по теме: «Философия права. Краткое введение» Реймонда Уакса, «Право, свобода и мораль» Г. Л. А. Харта, «Верховенство права и мера собственности» Джереми Уолдрона, «Империя права» Рональда Дворкина2. Если учитывать этот контекст, становится понятно, что «Законность» – отнюдь не рядовая книга. Скотт Шапиро – профессор права и философии имени Чарльза Саутмейда Йельской школы права и директор Йельского центра права и философии, а также соавтор книги «Интернационалисты: как радикальный план объявить войну вне закона изменил мир»3 и редактор сборника «Оксфордский справочник по юриспруденции и философии права»4. Шапиро занял седьмое место в списке «10 самых цитируемых ученых в области права и философии в США за период 2013–2017 гг.»5, в который также попали Джереми Уолдрон, Марта Нуссбаум, Джозеф Раз, Майкл Мур, Брайан Лайтер и Джон Финнис.

«Законность» и правовая теория планирования стали предметом дискуссий в декабре 2009 года в Милане в Университете Боккони, где прошел семинар «Правовая теория планирования. Семинар со Скоттом Шапиро». На основании материалов семинара в 2013 году вышел сборник «Правовая теория планирования. Критическое прочтение»6, в который вошли тексты итальянских и испанских правоведов. Все работы были посвящены разным аспектам правовой теории планирования Шапиро. Некоторые главы книги публиковались в качестве статей7, а в мае 2010 года на «Конференции по философии, нейтральности права и теории права» обсуждалась первая глава книги, так что с некоторыми идеями «Законности» многие были знакомы еще до выхода книги в 2011 году.

Когда «Законность» вышла, она вызвала широкий резонанс: ведущие исследователи реагировали на нее в своих статьях, обзорах и в блогах8. Впрочем, ученые до сих пор пишут о «Законности». Например, в 2020 году вышло несколько публикаций, посвященных теории Шапиро. Это статья одного из наиболее известных современных философов права Брайана Лайтера «Критические замечания о „Законности“ Шапиро и „повороте к основаниям“ в юриспруденции текущего времени»; эссе исследователя права Нэвина Джонсона «Империя права Законности»; глава «Планоподобная архитектура» в книге «Большие данные, базы данных и право „собственности“ в облачном хранилище» правоведа Марсело Компаньючи9. На книгу Шапиро реагируют по-разному – как критически («Законность» – это «работа, которая слишком сильно старается совершить крупный прорыв, чтобы служить надежным ориентиром»10), так и в высшей степени хвалебно (труд Шапиро – это «работа неоспоримой важности»11, «богатая и яркая книга с правоведческими амбициями»12, «важный вклад в литературу по юриспруденции»13).

Исходя из этого ясны две вещи. Во-первых, книга Шапиро попала в фокус внимания множества исследователей. Даже те, кто не соглашается с Шапиро в большинстве пунктов, отмечают, что «книга стоит того, чтобы о ней писать и о ней всегда можно спорить»14. Во-вторых, Шапиро предлагает абсолютно новую15 теорию для англо-американской философии права или по крайней мере новую тему для дискуссий. Правовая теория планирования построена, с одной стороны, на основе правового позитивизма, аналитической юриспруденции и концептуального анализа, а с другой – на базе философии действия и теории планирования профессора философского факультета Стэнфордского университета Майкла Братмана – автора книг «Намерение, планы и практическое обоснование», «Лица намерения: избранные эссе о намерениях и действиях», «Общая агентность: теория планирования совместной деятельности»16 и т. д.

В таком внимании к книге Шапиро нет ничего удивительного. Активные дискуссии – важная черта англо-американской философско-правовой традиции. Например, благодаря критике, обсуждениям и многочисленным перекрестным статьям стали возможны знаменитые дебаты между Гербертом Хартом и Лоном Фуллером, Хартом и Рональдом Дворкином, а также споры между правовыми позитивистами и антипозитивистами, эксклюзивными и инклюзивными позитивистами, споры о природе права, нормативности права, правиле признания Харта и его «внутренней точке зрения», соотношении права и морали, а также о роли и ценности изучения юриспруденции17. Книга Шапиро особенно ценна для русскоязычного читателя тем, что благодаря ей можно составить впечатление о правовом позитивизме и теориях Остина, Харта и Дворкина, а также тем, что она знакомит нас с философскими концепциями, реальными судебными делами, теорией американского права и историей зарождения и эволюции демократических институтов США.

Что представляет собой законность с точки зрения англо-американской теории права? Для этого Шапиро отвечает на вопрос, что есть право вообще. Согласно Шапиро, право это – план, правовая деятельность (то есть осуществление законной власти), это деятельность по социальному планированию, а правовые нормы – это планы, либо планоподобные (planlike) нормы. Разделяя юриспруденцию на аналитическую и нормативную, Шапиро занимает позиции аналитической теории права, придерживается концептуального анализа и отстаивает идею правового позитивизма (если быть совершенно точным, то эксклюзивного правового позитивизма), в соответствии с которой юридические факты определяются только социальными фактами. Шапиро называет это Тезисом об эксклюзивности в противовес «Тезису об окончательности» инклюзивного позитивизма, согласно которому «юридические факты окончательно определяются только социальными фактами», а не на любом из этапов цепочки действительности (validity). Как утверждает Шапиро, синтез планового позитивизма (plan positivism) в сочетании с теорией планирования гарантирует истинность правового позитивизма, которую в полной мере не смогли обеспечить ни командная теория Остина, ни правовая теория Харта. Взгляд на право как на плановую деятельность иллюстрирует предлагаемая Шапиро критика проблемы плохого характера: если право создается только для того, чтобы сдерживать конфликты и насилие, получается, что мы теряем потребность в праве в ситуации, когда нас окружают лишь хорошие люди. Однако, даже если все, кто живет в том или ином обществе, – хорошие люди, их деятельность все равно стремится к определенному упорядочиванию, координированию и планированию, а значит, и к созданию правовой системы.


С этой книгой читают
Этот классический сборник статей, впервые опубликованный в 1979 году, оказал и продолжает оказывать большое влияние на философские работы о природе права и его отношении к морали. Автор начинает с анализа понятия авторитета и притязаний права на моральный авторитет. Затем он предлагает подробное объяснение природы права и правовых систем, приводя доводы в пользу правового позитивизма. Затем он рассматривает области правовой мысли, считавшиеся про
Настоящая работа подготовлена сотрудниками кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в порядке реализации исследовательского проекта, посвященного формированию модели публичной власти в Российской Федерации. Издание представляет собой учебно-методический комплекс в помощь студентам и всем лицам, интересующимся вопросами организации публичной власти.Издание включает учебное пособие, состояще
Настоящее издание – коллективный монографический труд, посвященный проблемам организации публичной власти в современном мире. Работа подготовлена профессорско-преподавательским составом кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.Общее предназначение работы – проанализировать модели публичной власти, и прежде всего, государственной власти и местного самоуправления, фундаменты и формы их орган
Автор настоящей работы – Сергей Алексеевич Жинкин, кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета Кубанского государственного университета. Является автором более 60 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий и трех учебных пособий.Книга посвящена исследованию комплекса психологических проблем эффективности права. При этом эффективность права рассматривается как многоаспектный и многоуровневый
Книга посвящена истории развития правового знания. Автор рассматривает те периоды в истории политико-правовых учений, в которых происходили кардинальные изменения в структуре правового знания, смена правовой парадигмы.Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и философских факультетов, для широкого круга читателей, интересующихся историей развития правовых знаний.
Кто она теперь – игрушка в руках богов или избранная? На такой вопрос придется ответить Полине Сорокиной, менеджеру по организации мероприятий в “OG Russia”, когда в её размеренной обыденной жизни, неожиданно появляются божественные родственники. Неожиданно для себя Полина превращается в центральную фигуру предстоящей встречи Совета управляющих магической корпорации «Олимпик». С каждым днем девушка все больше погружается в запутанные отношения во
Повесть отвечает на важнейшие собачьи вопросы: как меняется жизнь, когда у тебя появляется имя? Зачем нужен Дед Паштет? Чем Большая Уборка отличается от Средней? И каково это – быть адмиралом? Книга отвечает на небольшие, но очень важные вопросы, которые возникают у каждого ребенка: почему пасутся гуси? Что будет, если следить за муравьями? Откуда берутся кошки? И для чего нужна горчица? Повествование дает ответы на мучительные вопросы родителей:
Все мы в жизни про одно и ищем одно – самих себя. Об других людей, об конфессии, об замужества и разводы. Мы ищем себя через хобби и разочарования, чтобы потом очароваться снова. Эта история – поиск себя через профессию.Это история о том, как можно говорить легко и весело о грустном. О том, как нужно и должно смеяться. О том, что важнее всего в этой жизни – научиться любить. И в первую очередь, себя.
В центре этой истории – страстная и противоречивая любовь главного героя к Катеньке. Эта девушка для него является святыней, а сам он пропащий грешник, потому его чувства переполнены безудержным желанием и похотью. Брусничный сок – терпкая, кислая и отдаленно сладкая жидкость становится символом жажды. По мере развития сюжета герой начинает осознавать, что Катенька – не только идеал святости, но и носительница грешных сторон, что разрушает его. И