Константин Писаренко - Закулисье Февраля. Масоны, заговорщики, революционеры

Закулисье Февраля. Масоны, заговорщики, революционеры
Название: Закулисье Февраля. Масоны, заговорщики, революционеры
Автор:
Жанры: История России | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Закулисье Февраля. Масоны, заговорщики, революционеры"

История России начала XX века – это история двух революций и стремительного преобразования государственного устройства империи из наследственной монархии в республику. В книге представлены политические портреты наиболее важных фигур Февральской революции, прослеживается шаг за шагом движение России к новому социально-политическому устройству. Автор пытается раскрыть тайну Великого Февраля, когда на месте старого режима возникло вовсе не то государство, о котором мечтали заговорщики.

Бесплатно читать онлайн Закулисье Февраля. Масоны, заговорщики, революционеры


© Писаренко К.А., 2020

© ООО «Издательство «Вече», 2020

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020

Сайт издательства www.veche.ru


История России начала XX века – это история двух революций и очень быстрого, можно сказать, стремительного преобразования государственного устройства империи из наследственной монархии в республику. О том, как именно протекал этот чрезвычайно скоротечный процесс и чьи усилия в наибольшей степени повлияли на него, пойдет речь в основной части сборника. А кроме того, познакомимся с удивительным феноменом, связанным с личностью Николая II, его женой Александрой Федоровной и погубившей обоих Великой революцией.

В последнее время появилось много литературы, посвященной этой эпохе. Очень модно стало осуждать революцию и свержение «законного монарха». Пристрастность таких трудов очевидна, а значит, и пользы от них немного, ибо они не истину пытаются отыскать, а всего лишь меняют один полюс на другой, северный на южный, положительный на отрицательный. Опровергая миф советский, взамен создают миф романовский. Про доброго царя-страстотерпца и его несчастную семью. А почему у «доброго» государя возник конфликт с собственным народом, ответа не дают. Даже избегают касаться щекотливой темы, сваливая всю вину на происки иноземцев или честолюбие социал-радикалов.

Какими бы эмоциональными оценками ни заглушалась неудобная правда, фальшь все равно чувствуется. Как следствие, доверие к новой интерпретации постепенно падает, и неизбежный финал спрогнозировать нетрудно: романовский миф ожидает то же, что и советский. Отторжение! А дальше? Вариантов всего два: либо объективное отражение событий вековой давности, либо уход на второй круг со стряхиванием архивной пыли с советских тезисов о семнадцатом годе и замалчиванием неудобных фактов теперь уже из романовской версии…

И так можно бегать по «адской» спирали до бесконечности! Раз от раза набивая на лбу очередную шишку от ударов истории, не прощающей ошибок, особенно тех, что допускаются сознательно в угоду политической конъюнктуре или сиюминутным общественным настроениям. Кто не хочет знать подлинной истории, тот рискует прочувствовать на собственной шкуре ее самые неприятные моменты. Вроде бы прописная мудрость, но почему-то на практике мало востребованная.

И здесь вполне уместно вспомнить о горькой судьбе Николая II. Если по-прежнему довольствоваться «партийной» экспертизой причин 1905 или 1917 года (борьба классов, измена элит, японские, английские или немецкие деньги), то повторение трагедии сего монарха с кем-либо еще в будущем – вопрос времени. Она случится! Властитель, усилиями ученого мира в чем-то убежденный, начнет вести себя согласно своим убеждениям и непременно в решающий час сам себя загонит в ловушку. Ведь кто-то же уверил, внушил сыну Александра III, что незыблемость самодержавия – краеугольный камень русской государственности. Вот он и отстаивал, причем фанатично, вложенный в него с детства принцип. И доотстаивался…


«Кругом измена и трусость и обман» – самая известная цитата из дневника императора Николая II. Впрочем, на момент написания бывшего. Судя по ней, последний Романов смысла произошедшего так и не понял. Как ни странно, но и по прошествии столетия многие, в том числе и историки, то ли не хотят, то ли боятся признать очевидное: общество не может изменить или обмануть своего лидера. Оно может разочароваться в нем и отвернуться. А вот лидер…

Между тем, одни старательно пытаются несчастного государя оправдать, другие с суровой безапелляционностью осудить. Первые уверены, что монарха, причем именно этого монарха, народ не имел права свергать, как бы тот не провинился перед ним. Вторые, наоборот, роковой ошибкой, если не преступлением, считают сам акт отречения. Мол, Николаю II в ночь со 2 на 3 марта 1917 года надлежало Гучкова с Шульгиным арестовать, а восставший Петроград утопить в крови. Вопрос о том, кто и как мог бы исполнить сии распоряжения, повисает в воздухе…

Все сосредоточены на фигуре низложенного царя. Обстоятельства, подлинные причины разразившейся катастрофы, похоже, просто неинтересны. По обыкновению, объективная оценка приносится в жертву субъективным пристрастиям. Хотя подоплека крушения Романовых вполне ясна. Россия на рубеже XIX—XX веков практически созрела для преобразования в республику. Схожий процесс тогда переживала вся Европа. Кроме Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Норвегии, которые переход к новой форме правления уже завершили, соответственно, в 1877, 1837, 1847, 1868 и 1884 годах. Причем Франция – единственная, пожелавшая избавиться от царствующей династии. Прочие августейшие фамилии сохранили в качестве традиционного атрибута, национального символа, представительного института. Однако власть главы четырех стран утратили окончательно, уступив полномочия народным избранникам – премьер-министрам, предводителям парламентского большинства.

Францией тоже руководили народные избранники – президенты, но здесь провозгласили себя республикой открыто и откровенно. Сказались сто лет непримиримой революционной борьбы с Бурбонами и Бонапартами. Соседи подобный радикализм сочли излишним и предпочли республику, спрятанную под королевскими учреждениями и регалиями. Данный вариант стал доминирующим. Повсеместно парламент превращался в ключевой орган принятия решений, как минимум, законодательных, как максимум, и исполнительных, если удавалось поучаствовать в формировании правительства.

Амбиции депутатского корпуса разных государств росли медленно. Тем не менее тенденция наметилась отчетливая. Утверждать одни законы оказалось мало. Появилось стремление взять под контроль деятельность министров. Опять же у всех по-разному. Чем дольше монарх ладил с парламентом, тем позже возникала потребность в его изоляции от кабинета. И наоборот. Увы, наследственная монархия, скованная к тому же правом первородства, соревнование по выдвижению талантливых или просто толковых политиков безнадежно проигрывала. Палата депутатов таковых предлагала чаще, легко и на постоянной основе. А значит, короли и императоры не имели шансов удержать в руках «штурвал». Им предстояло сойти с политической сцены либо по-хорошему, либо по-плохому.

По-хорошему – это как в Дании, где в июле 1901 года Христиан IX смирился с победой на выборах ненавистных ему «левых» («венстре») и более не сопротивлялся созданию оппозицией правительства парламентского большинства во главе с министром религий Й.-К. Кристенсеном. Пример по-плохому продемонстрировали Сербия, Португалия и Турция. В мае 1903 года сербского короля Александра I Обреновича, за полгода до того, осенью, рассорившегося с вождями популярной в народе радикальной партии, зверски убили, а на трон возвели Петра II Карагеоргиевича, настроенного на диалог с командой главного радикала, Николы Пашича. В феврале 1908-го та же участь постигла Карлуша I, короля Португалии, в мае 1907-го неосторожно распустившего парламент. Сменил павшего монарха сын, Мануэл II, не чуждый активному сотрудничеству с Генеральными кортесами. Осману Абдул-Хамиду II, организовавшему в апреле 1909-го мятеж против господствовавшей в Генеральной ассамблее партии «Единство и Прогресс» (младотурков), повезло. Султана, с июля 1908-го фиктивного суверена, не казнили, а сослали в Салоники, посадив на престол младшего брата заговорщика – Мехмеда V, готового подчиняться Мехмеду Талаату, неформальному генсеку правящей группировки.


С этой книгой читают
Кем был этот удивительной судьбы человек из заурядной деревни в русском Поволжье? Никон – фигура в истории России одна из ключевых. Благодаря ему московское государство успело воспользоваться уникальным шансом быстро и малой кровью вернуть утраченный в годы Смуты Смоленск и объединиться с близким этнически и по вере народом – малороссийским казачеством. К сожалению, Никон не смог избежать и роковых ошибок, обернувшихся для страны войной долгой и
Политическая история России XVIII века – это, по сути, история дворцовых переворотов. Ученые выделяют семь крупных «дворцовых бурь», потрясших Российскую империю той эпохи. Это воцарение Екатерины I, падение Меншикова, воцарение Анны Иоанновны, падение Бирона, воцарение Елизаветы Петровны, Екатерины II и Александра I. К ним примыкает политически менее значимая, но шокировавшая русское общество расправа над Артемием Волынским и загадочная, омрачив
Елизавету Петровну долгое время сравнивали с Екатериной II – заслужившей у потомков «титул» Великой, кроме того, Елизавета долгое время оставалась в тени своего великого отца – Петра I. Однако у императрицы было множество заслуг перед Отечеством, одна из которых – руководящая роль в становлении нового русского общества XVIII в. Трудно назвать идеальным этот исторический период в России, но именно в XVIII в. страна и народ сделали громадный цивили
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
С.В. Гиппиус – известный театральный педагог, режиссер дубляжа, кинорежиссер. Его самая известная работа «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники», состоящая из теоретической части и актерских упражнений, впервые вышла в свет в 1967 г. и вот уже 50 лет остается основным пособием театральных педагогов и используется в большинстве творческих ВУЗов.
Чем отличается самый дорогой фильм от самого кассового, наверняка знают все. Что такое самая прибыльная кинокартина, тоже понятно. А вот на вопрос, какие фильмы стоят в верхних строчках соответствующих рейтингов, ответят, наверное, немногие. И наконец, какие же картины стали обладателями главной кинематографической премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм года» в XXI в.? Кроме фильмов в этом издании представлены и книги, которые, безусловно, засл
Трилогия о приключениях Саньки и её друзей: Программа минимум для начинающих; Точки над Ё или ключ от всех замков; Превратности судьбы и недоразумения.
12 книга серии "Джокеры - Карты Творца" Нужно срочно покинуть Лоуленд? Есть отличный повод! Охота за сокровищами некроманта – что может быть более заманчивым? Приключения ждут Кэлберта, Элию, сумасшедшего Лиенского и Джея. Новые угрозы, пророчества, пиратские берега и поиск карт Колоды Джокеров на сей раз в великом Океане Миров. P.S. Для читавших на «СИ» - вкусным бонусом история о том, как родственники сестренку Мирабэль з