Андрей Гоголев - Занимательная история. Выпуск 5

Занимательная история. Выпуск 5
Название: Занимательная история. Выпуск 5
Автор:
Жанры: История России | Общая история | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Занимательная история. Выпуск 5"

Темы пятого выпуска – тепло и освещение в доме, пропитание охотой, страсти по соли, голод на Руси, о вахтовом земледелии, День согласия всех славян, nicnames под древность и асинхронные враки; не две, но четыре беды России; о дезинфекции Истории и диетическом информационном питании, отношение сообществ людей меж собой и к отдельным личностям, семейные и клановые бюджеты, об исторических фракталах и, как и всегда, приводятся школьные упражнения в генерации прорывных идей.

Бесплатно читать онлайн Занимательная история. Выпуск 5


Введение

В серии книг «Занимательная история» ставятся вполне утилитарные задачи:

• По доскональному изучению опыта пращуров с тем, чтобы в сходных ситуациях современности не повторять их ошибок, а их достижения и удачи умножать.

• По отсеву фантомных исторических свидетельств, чтобы не дай бог они не легли в основу принимаемых сегодня управленческих решений, в том числе и в области идеологии.

Книги этой серии имеют нестандартную структуру, больше похожи на справочники или дайджесты. В каждом тематическом разделе лидируют первоисточники и/или описания сути идей их авторами. Купюры из литературных памятников анализируются затем неким виртуальным учеником. По результатам этого анализа рождаются вопросы к виртуальному учителю (иногда искусственно неуклюжие); предполагается, что из виртуальности ученик вполне может «материализоваться» в классе средней школы или в вузе на уроке истории, и уже с вопросом к реальному учителю. Верно и обратное: книга может послужить подспорьем для учителя для упреждения вопросов, которые ставит «виртуальный ученик».

Содержание блоков «Арабески» может быть явно не связано с темой раздела, оно представляет собой, как правило, кросс-анализ, т. е. анализ иных данных, связанных с темой порой косвенно, иногда представляя собой просто проекцию древних событий на очередной цикл истории.

При встрече с явными историческими несуразицами и подлогами полагается, что всего легче отделаться от них – это их высмеять.

В текст эссе включены «Технические задания (ТЗ)», содержащие идеи прямо или косвенно вытекающие из первичной исторической информации, но осмысленные порой шиворот-навыворот в желании разбудить неформальное мышление читателя; в серии эссе нумерация ТЗ сквозная.

В целом пропагандируется подход Л.Н. Толстого к изучению истории, который следует из его критики сочинений С.М. Соловьёва:

Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли?

В электронной версии книги в. pdf и. epub-форматах все заголовки приводимых купюр документов и прочих отсылок к первоисточникам отображены как гиперссылки: в основном, это переходы на историко-аналитический портал «Встарь, или Как жили люди» (http://www.lifeofpeople.info), далее – Сайт, на котором размещён также и Свод всех ТЗ.

В городе, в поселении: отопление и освещение

Вроде бы тема проста. Но сколько открытий она нам готовит!

Отрыл славянин большую яму, обложил её стены жердями, поставил брёвна-стояки, переложил крышу брёвнами да прутьями, набросал дёрна, оставив отверстие для ухода дыма от костра – вот тебе и тёплое убежище, радуйся! Насколько уютными были такие землянки-блиндажи точно знают те миллионы людей, что остались без крова после Войны и вплоть до середины 60-х годов XX века, из тех землянок в дома так и не перебравшиеся. – Чем не очередная точка спирали истории?

Отопление жилищ и общественных зданий

Испытывал неоднократное удивление от рассказов своей 102-летней бабули о её дореволюционном детстве – успел поспрошать! Манечка родилась у кромки Оки, в Муроме, в 1910 году, в доме главного звонаря Собора Рождества Богородицы ― Михаила Шилова.

Полати. Что это? По периметру одной-единственной, но большой комнаты крепкой избы был устроен по сути балкон-лежанка, на который четверо детишек звонаря забирались вечером, кроме старшей сестры, девицы уже практически на выданье, имевшей свою кровать, а также старой бабки, также укладывавшейся не на полу. Если на доске «балкона» была тряпка, то считай спишь на «перине», если под головой был комок сваленных перьев в чехле, то считай голова лежит на «пуховой подушке» ― такое вот было счастье по рассказу младшенькой.

Посреди той комнаты стояла огромная, нет не так! – огромнейшая печь! Как в сказках про Илью Муромца. Спали на ней родители Манечки, которые теснились если кто из детишек простужался.

Так зачем был «балкон», эти практически подпотолочные нары? А что у вас было с физикой в школе? – Встречный вопрос.

Разумеется, не только потому полати устраивались, что тёплый воздух от печки собирался вверху, но и потому ещё, что такое внутреннее устройство дома было оптимальным с точки зрения максимального использования пространства (в доме было даже пианино, для старшенькой!) и, главное, в достижении самого эффективного к.п.д. русской печки! – Гениально! На мой взгляд. Если учесть, что «за бортом» зимой было снегу выше головы и порой глубоко за минус 30.

Если вы внимательно взглянете на устройство отопления дома Пушкина в Михайловском, вы с удивлением обнаружите, что в центре дома, на перекрестье стен четырёх комнат стоит огромное отопительное сооружение, которое только с трудом можно назвать печью. Это – «фабрика» по производству тепла, которая имеет, похоже (разглядеть не пустили), единое горнило с возможностью заброса дров с четырёх сторон, из каждой из четырёх комнат. Другое дело кабинет-спальня поэта – там камин (см. фото).

Почти по такому же принципу была устроена система отопления и в доме его возлюбленной, Анны Керн – я насчитал в Тригорском особняке семь огромных труб, т. е. в доме было семь тепловых генераторов!


Рисунок 1. Кабинет-спальня Пушкина в Михайловском


Прикинем энергозатраты на отопление особняка не самого богатого помещика России.

Средний хлыст длиной 8 метров и диаметром в 20 см имеет объём 0.33 куб. м. На семь печей в Тригорском на зиму было потребно примерно по 5 кубометров древесины, итого 35 кубов. То есть надо было где-то срубить аж целую рощу в 106 деревьев! И так каждый год.


Получается, что именно таким образом очень долгое время отапливала свои жилища Россия, но далеко не вся и не всегда. А почему – скоро поймём.

При этом всегда стоит помнить об изотерме, рождаемой Гольфстримом, который обеспечивает пальмам комфортный рост в Лондоне, а линии «минус 4 °C» средне-зимней температуры путь через Осло – Ригу и далее резко на юг, с изгибом на восток только южнее Киева, уходя затем к Баку. В то же время чуть южнее Москвы проходит изотерма «минус 10», которая вгрызается на нашу территорию из Финляндии [см. А.П. Паршев. Почему Россия не Америка].

С учётом древности атлантического течения остаётся усвоить: тепловая энергетика России требовала на зимнее отопление жилищ что в веке X, что в веке XX по сути одно и тоже количество тепловых калорий на одинаковый объём жизненного пространства.

При этом совершенно невозможно сказать, во сколько раз больше, чем в Западной Европе, если знать, что многие дома рядовых граждан, например в Швейцарии, даже в конце XIX в. не имели систем отопления вообще (См., например, [Фридрих Ницше. Письма. В пер. И.А. Эбаноидзе]). Как за ненадобностью, так, наверное, и из-за дороговизны топлива. Похоже, что именно по этой причине в Пруссии, на берегах Балтики немцы строили дома с повышенной тепловой отдачей: горячий воздух от камина попадал в дымоход только пройдя замысловатый путь по внутристенным проходам – в подражание Древней Руси, когда люди растапливали большую печь («котельную») в отдельном строении, горячий воздух из которой через систему подземных глиняных труб поступал в здание церкви, обогревая в ней, в основном, пол, а также рядом стоящее жилище настоятеля храма.


С этой книгой читают
Темы выпуска: Титаны древности и увеличение планет, теории Козырева и Вейника; о продолжительности жизни. Землетрясения древности и жилищное строительство. Пожары: поджоги или безалаберность? Русские рейдеры, тюрьмы, нравственность и зоны счастья рецидивистов. Экономика, торговля и войны – сомнения в теории пассионарности. Образование как горе нации: потоки слов – музыка без пауз; техника счёта; «шариковы» и генофонд страны, истоки ЕГЭ. Представл
Темы выпуска: рыболовство и бортничество, труд на земле вне подворий и на «шести сотках», космические и околокосмические явления, астрономический десерт с унылой картиной подлогов хронологии; о компенсации износа людей, их травм и увечий в древности; дела властителей и что они вершат сегодня: клаки, колыбельная для совести под шелест купюр, ангина интеллекта – картина эпического непрофессионализма власти одного лета; и, как и всегда, школьные упр
Сюжет облечён в литературную форму остросюжетного романа не без элементов мистики с тем, чтобы изложение сути религий и верований на высшем уровне их функционирования стало бы доступнее как можно большему числу людей. Герой романа обращается к «копилкам» имперских и локальных верований: в устах персонажей книги легко угадываются фразы из Библии, евангелий и апокрифов, из книг Авесты, Энциклопедии Абхидхармы, Корана, табличек библиотеки Ашшурбанап
Как из океана литературных памятников и артефактов древности составить подборку свидетельств по какой-либо узкой теме для того или иного периода истории того или иного народа? Действительно: как практически можно подобрать информацию с описанием городских бань и зоопарков древности, свидетельств о супружеской верности и нравах предков, о распорядке дня властителя и о системе образования в стране, о динамике цен на товары и о построении войск на м
Радиолокация – это щит и меч страны, – убежден автор, стоявший у истоков создания и внедрения систем радиолокации в СССР, и лично знавший ведущих ученых в области космоса и радиоэлектроники: первого директора предприятия академика А. И. Берга, имя, которого ныне носит Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИРТИ, ранее – ЦНИИ-108), министра радиопромышленности СССР П. С. Плешакова, академика А. А. Расплетина, других выда
Мы с детства знаем историю о том, как князь Дмитрий Донской победил хана Мамая на Куликовом поле. Однако мало кто обращал внимание на то, что описание этой битвы в летописях и в древнерусской поэме «Задонщина» вызывает много вопросов, на которые у официальных историков нет ответов. Или ответы есть, но их скрывают?Автор этой книги, изучив множество исторических версий и документальных свидетельств, дает ответы на эти вопросы и приходит к сенсацион
«Памятники исторической литературы» – новая серия электронных книг Мультимедийного Издательства Стрельбицкого. В эту серию вошли произведения самых различных жанров: исторические романы и повести, научные труды по истории, научно-популярные очерки и эссе, летописи, биографии, мемуары, и даже сочинения русских царей. Объединяет их то, что практически каждая книга стала вехой, событием или неотъемлемой частью самой истории. Это серия для тех, кто с
В книге рассказывается о Николае Карловиче фон Мекке – железнодорожном магнате и меценате, чья фамилия открывала любые двери. Он продолжил дело отца, не имея соответствующей специальности, но преуспел. Совсем молодым человеком стал председателем правления Общества Московско-Казанской ж.д.В течение 27 лет он бессменно стоял во главе дороги, которая под его управлением стала одной из крупнейших в России. В годы советской власти активно помогал ново
Тонкий, необычный, элегантно-изысканный роман. Господин Лин – вынужденный иммигрант. Он не говорит по-французски, ему чужды европейские традиции. Он одинок и беззащитен. Во время гражданской войны в своей далекой стране он потерял всю семью, осталась только внучка, в которой старик души не чает. Она никогда не плачет, от нее никто не слышал ни единого слова. Старик не расстается с ней ни на минуту – кажется, если он выпустит ее из рук, то его жиз
Эта история начинается с того, что в других историях бывает в финале: с постели. Николя и Полин вместе уже два года. Казалось бы, это достаточный срок, чтобы друг друга узнать, стать родными людьми, родственными душами. Но это и достаточный срок, чтобы привыкнуть друг к другу. Чтобы близость перестала быть сакральной, чтобы любовь из способа уйти от хаоса мира и освободиться от экзистенциального одиночества сделалась просто привычным занятием – в
Мистическая история о встрече двух влюбленных спустя столетия, которая произошла в наше время.
Я никак не ожидала встретить свою первую любовь в захолустной забегаловке на окраине города. Я вычеркнула себя из его жизни еще пять лет назад. Но, мужчина с яростно искрящимися янтарными глазами сейчас стоял напротив. Эти глаза невозможно забыть. Тем более, когда дома тебя ждут точно такие же. И если Джексон Пирс узнает об этом, то он меня уничтожит.Продолжение романа "Одержимость".