В разное время я возвращался к своей комсомольской юности, очень насыщенной и незабываемой. К написанию книги об истории комсомола побуждало знакомство с записками И. Гуреева и И. Татарнева-Бойко, организаторов первой городской ячейки ВЛКСМ, и поручение, которое дал первый секретарь Актюбинского горкома комсомола В. Н. Решняк. Брошюра по истории ВЛКСМ Ж. Тощенко, руководителя Высшей комсомольской школы, усилила желание заняться научной работой и продолжить исследования на эту тему в аспирантуре ВКШ.
Рассказать о делах комсомольцев-сверстников подталкивал собственный опыт работы в комсомоле. Проблемам развития студенческих строительных отрядов (ССО) была посвящена статья «Комиссар в отряде», опубликованная в январе 1977 года в республиканской молодежной газете «Ленинская смена». В заметке секретаря комитета комсомола Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации (АВЛУГА) «Шагаем в ногу», опубликованной 7 августа 1979 г. в газете «Комсомольская правда», подчеркивалась важность изучения современной практики.
Окончательно убедили в этом слова космонавта Ю. Глазкова, высказанные им в предисловии к книге «Дневники и письма комсомольцев»: «Дневники и письма, которые составили эту книгу, написаны не просто очевидцами, не просто свидетелями необыкновенных перемен – они написаны бойцами невиданного сражения, участниками строительства новой эпохи. Дело, реальное неотложное дело – вот что составляет содержание их жизни, определяет характер поступков, проясняет строй размышлений».
К сожалению, книгу воспоминаний завершить не удалось. Научные работы были написаны на иные темы. Однако «невиданное сражение», о котором писал советский космонавт, не закончено и сегодня. И теперь это задача новых героев и участников строительства грядущей эпохи. Это неизбежно. Именно поэтому я опять вернулся к этой теме. Многие страницы этой книги актуальны и сейчас, и не только в ностальгически-историческом плане. Они отражают разные аспекты и особенности работы лидеров молодежных организаций и комсомольского актива. Да и размышления о будущем через призму настоящего не так уж далеки от нашего реального прошлого. Мы, поколение рожденных в пятидесятых, знаем цену двух противоположных эпох, и нам есть что сравнивать. Наша задача – донести до будущих поколений всю правду о первой в мире стране социализма, в которой мы родились, стали людьми, которую строили и которую не сберегли…
1. Эпоха: от «диктатуры» Сталина к «застою» Брежнева
Поколение родившихся в первые послевоенные десятилетия по праву может считаться лучшим носителем советского образа жизни. В начале периода у руководства СССР стоял И. В. Сталин, определивший стратегию формирования послевоенного уклада жизни. Столицы советских республик, многие города и населенные пункты Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, России были разрушены. Пострадал и Киев – столица советской Украины, а также Харьков, Одесса, Николаев, Львов и другие ее города и села. Особенно тяжело было восстанавливать предприятия, а строительство новых требовало еще более значительных средств. К восстановлению важных коммуникаций, транспортных артерий, всех видов дорог и мостов привлекались воинские подразделения и все население.
Одновременно большая работа проводилась по восстановлению жилых домов, разрушенных немецко-фашистскими оккупантами. С лета 1945 по октябрь 1952 года в городах, рабочих поселках было построено жилых домов общей площадью свыше 155 миллионов квадратных метров, в сельской местности – свыше 3,8 миллионов жилых домов. Семьи переезжали из старого ветхого жилья в новые квартиры.
В послевоенном мире СССР воспринимался двояко. С одной стороны, страна, победившая фашизм, по праву получила признание. С другой стороны, государства побежденной Европы, примыкавшие к гитлеровскому блоку, не смогли смириться с поражением в минувшей войне и до поры затаились. Для восходящих стран народной демократии в Европе опыт СССР был образцом строительства государства нового типа. В Азии курс на социалистическую ориентацию взял Китай, победивший в 1949 году под руководством Коммунистической партии Китая своих политических противников. Это была другая демократия, которую буржуазный мир не хотел принимать и активно противодействовал этому.
В этот период в мире значительно вырос авторитет И. В. Сталина, лидера советской страны. Под его руководством за три тяжелых десятилетия было построено само советское государство, одержана победа в великой войне. Впечатляющих успехов достигла страна и в послевоенное время. В СССР всего за одну пятилетку, с 1946 по 1950 г., в условиях жесткого военно-политического противостояния с богатейшей капиталистической державой мира, без какой-либо внешней помощи были решены по крайней мере три социально-экономические задачи:
1) восстановлено народное хозяйство;
2) обеспечен устойчивый рост уровня жизни населения;
3) совершен экономический рывок в будущее.
С 1946 г. в СССР были развернуты работы: по атомному оружию и энергетике; по ракетной технике; по автоматизации технологических процессов; по внедрению новейшей вычислительной техники и электроники; по космическим полетам; по газификации страны; по бытовой технике.
В СССР был построен первый в мире атомный ледокол – «Ленин». На год раньше, чем в Англии, и на два года раньше, чем в США, была введена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
Современная западная пресса об этих фактах умалчивает. А вот что в сентябрьском номере журнала «Нейшнл бизнес» за 1953 год писал американский журналист Герберт Гаррис.
Свидетельствуют очевидцы и участники
Русские догоняют нас
СССР по темпам роста экономической мощи опережает любую страну, в настоящее время темп роста в СССР в 2–3 раза выше, чем в США. Кандидат в президенты США Стивенсон оценивал существующее положение таким образом, что «если темпы роста производства в сталинской России сохранятся, то к 1970 году объем русского производства в 3–4 раза превысит американский».
Первое в мире социалистическое государство, созданное по завету В. И. Ленина, несмотря на все сложности становления и развития, великую войну, выжило, победило и наметило новые рубежи. Все это было лучшей характеристикой личности самого И. В. Сталина. Даже сама смерть «вождя народов» заняла особое место в единении советских людей, что сохранилось в памяти целых поколений. В Послании патриарха Алексия, направленном в траурные дни 1953 года Совету Министров СССР, отмечалось:
Свидетельствуют очевидцы и участники
Послание Русской Православной Церкви, март 1953 г.