Дорогие друзья!
Перед Вами второй том моего исследования родословной.
Каждая книга, являющаяся единым целым, мне дорога по-особенному.
Первый том «Преодолев глубокие снега» стал точкой отсчёта в открытии новых имён родных людей и их судеб, которых я никогда не знала, и позволил двигаться дальше, приоткрывая тайны.
Найденный в результате слабых предположений о родстве, брат моей прабабушки Ломаев Арсений Иванович, дал возможность узнать о прадеде Петухове Фёдоре Максимовиче и прабабушке Агриппине Ивановне.
«Земного дня пройдя две половины», второй том – о людях, которых мне повезло знать и общаться лично.
Пусть некоторых из них я знала немного, пусть чуть-чуть, но я сохранила в памяти образ, и могу передать своё тёплое отношение к ним, рассказав о том, что помню.
Третья книга «Свет не гаси» – о моём деде, из-за которого я и стала изучать историю своей семьи. Это рассказ о преодолении тяжёлых лет под фашистским гнётом.
Она и о первом муже бабушки Кати, погибшем во время Великой Отечественной войны, и о двух его дочерях – моих тётях: о семьях Иванчиков и Сергеевых.
Четвёртая книга «Пускай хранят века» о счастливых моментах жизни, проведённых с моей дорогой и бесконечно любимой мамой и её братом.
Не буду дальше рассказывать о чём и о ком эти книги.
Вы сами всё узнаете, и повторюсь опять, очень надеюсь, что захотите узнать о своей семье как можно больше, используя мой опыт и получая свой.
С уважением, Лиана Романова.
Преодолев глубокие снега,
Земного дня пройдя две половины,
Свет не гаси,
Пускай хранят века
Любовь мою и нежность твоей силы,
Смех матерей,
Дыханье у виска,
Тех, кто ушёл давно, порвав тугие жилы,
Кто жил вчера,
Кто будет жить сейчас,
И в этом свете —
Тоже будем живы.
Свет не гаси,
Пусть будут без конца
Звучать в словах знакомые мотивы:
Певучие родные голоса —
Многоголосьем – вечные молитвы.
Свет не гаси из дома уходя,
Свет не гаси.
АЛЕМПИЕВА АННА ИОСИФОВНА
(в первом браке ЛОГИНОВА)
1880 – 26.11.1943
(моя прабабушка по линии мамы
Городиловой Тамары Александровны – в девичестве Петуховой)
Поведав Вам о поисках предков по линии деда Петухова Александра Фёдоровича (о котором продолжу своё повествование чуть позже), хочу рассказать немного о родственной линии бабушки Кати – Петуховой Екатерины Фёдоровны (и моей мамы Тамары Александровны).
Поиски сведений о прабабушке по линии мамы самые сложные.
В 1888 году опубликован специальный Указ Сената, гласивший: « …Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления… Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
В Центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки. Тем не менее, можно вспомнить отдельные примеры – знаменитый Иван Сусанин, живший в XVI – XVII веках.
Кроме того, известны фамилии некоторых крестьян – участников тех или иных войн, походов, оборон городов или монастырей и прочих исторических катаклизмов.
Однако, действительно, до XIX века массового распространения среди крестьян Центральной России фамилии не имели.
Это, скорее всего связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном упоминании всех крестьян, и документов.
Когда крестьяне жили на одном месте, фамилия им была не нужна, ее нигде и не указывали.
Для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией.
Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году.
В корне фамилий некоторых лежали названия населённых пунктов (сёл, деревень), выходцами откуда были эти крестьяне. В основном – это фамилии, оканчивающиеся на -ских. Часто – основывались на прозвищах.
У некоторых в качестве фамилии записывали отчество.
В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII – первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе.
Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов.
Первая перепись 1897 года показала, что фамилии не имеет до 75% населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.
***
Анна Иосифовна – моя прабабушка была матерью Петуховой (до брака Алемпиевой, в первом браке Векшиной) Екатерины Фёдоровны и 4-х (выживших) детей Логиновых: Самсона, Апполинарии, Елены и Аксиньи.
Поэтому отправной точкой в поиске сведений о моей прабабушке Анне Иосифовне стала фамилия «Логинова», т.к. со слов бабы Кати я знала, что её мама была замужем за Логиновым и её дети рождённые в этом браке носили эту фамилию.
Позже, после пропажи мужа – Логинова Терентия Афанасьевича, в период революционных событий, Анна Иосифовна вышла замуж за Алемпиева Фёдора Мартыновича, от которого и родила мою бабушку.
Из справки, полученной в ЗАГСе, я узнала, что Анна Иосифовна родилась в 1880 году и прибыла в деревню Костюр, когда ей было 31—32 года, т.е. в 1910 году в результате переселения в период Столыпинской земельной реформы, о которой я рассказываю в первом томе книги "Преодолев глубокие снега".
В Похозяйственной книге деревни Костюр за 1940—1942 годы указана, как домохозяйка (неграмотная).
В некоторых записях местом работы указывается Нихворская МТС, там же работал и её второй (третий?) муж Фёдор Мартынович Алемпиев.
Поэтому запись о регистрации брака и рождении детей я стала искать в архивах Туринского уезда Тобольской губернии.
С поиском регистрации браков меня постигло разочарование, т.к. ни одной записи об этом не найдено.
Но зато обнаружились ранее неизвестные дети моей прабабушки, которые по всей видимости, умерли в малолетнем возрасте, и поэтому о них ничего было не известно.