Парадокс: наша жизнь становится все более быстрой и нервной, и при этом мы все больше сидим неподвижно за компьютером. Мы теряем тонус, слабеем физически и морально и постепенно становимся живыми компьютерными приставками. Мы забываем, какие мы на самом деле. Нам негде показать себя. Мы перестаем воспринимать себя вне рабочего социума, мы теряем прежних друзей, а новых не приобретаем. Мы перестаем чувствовать себя счастливыми.
От всего этого есть лекарство – хобби, причем подразумевающее физическую активность. Кто-то выбирает бег, кто-то плавание, кто-то велосипед. А кто-то – все сразу. Это «все сразу» называется триатлон, и это очень гармоничный вид спорта, формирующий прекрасную фигуру и вырабатывающий большую выносливость.
На Западе триатлон очень распространен: в одной лишь Ассоциации триатлона США зарегистрировано 135 тысяч членов. В российской же Федерации триатлона записано лишь 200 участников.
Мы связываем такую непопулярность триатлона отчасти с низкой информированностью людей о нем в нашей стране. Наши догадки подтверждаются данными библиотек и магазинов: поисковый запрос в Российской государственной библиотеке приносит лишь две книги, в названии которых есть слово «триатлон» (обе написаны российским триатлетом А. П. Шахматовым), остальное – журнальные статьи и части сборников. По слову Ironman не находится ни одной книги вообще. В продаже книги с такими словами в названии отсутствуют. Сравните с результатами США: на октябрь 2010 года в интернет-магазине Amazon насчитывалась 691 книга со словом «триатлон» и 450 со словом Ironman.
Пришло время исправить эту историческую несправедливость. Мы считаем необходимым выпускать книги об этом замечательном виде спорта, который делает людей выносливыми и морально, и физически. И начинаем с книги триатлета Джона Кэллоса, потому что на примере его подготовки к тяжелейшему массовому соревнованию Ironman можно наглядно увидеть, какое превращение вас ждет.
Эту книгу рекомендовал нам к изданию российский триатлет Алексей Панферов, и он же оказал нам бесценную помощь в редактировании. Прочтите ее и почувствуйте вкус вашей будущей победы над собой.
Издатели
Стоит ли изменить себя? Стоит ли меняться, когда тебе сорок и больше? Чем мы рискуем, когда меняемся? Полезен ли спорт в больших количествах? Расходуем ли мы преждевременно свой энергетический ресурс или, наоборот, накапливаем его и сильными встречаем старость? На все эти вопросы, как и на многие другие из серии тренировок на выносливость и образа жизни состоявшегося человека, нет однозначного ответа. Вернее, он есть, но может быть диаметрально противоположным для двух разных людей.
Каждый из нас сам для себя определяет мотивацию в этой жизни, сам сталкивается с кризисом переходных лет. Сам его преодолевает. В эти переходные годы люди сильно меняются. Кто-то ломается, а кто-то, наоборот, крепчает и с новой закалкой рвется к лучшим для себя свершениям. Самое интересное, что те, кто сломался, сами этого толком до конца не понимают. Они, возможно, по-прежнему успешны в бизнесе, наверняка прекрасно строят отношения в семье, читают те же газеты, следят за новинками кинопроката. Но когда ты видишь этих людей за дружескими обедами или ужинами (а это происходит все реже и реже – такова жизнь), то сразу обращаешь внимание на то, что глаза уже не горят, пропал дух разумного авантюризма. Как класс отсутствуют интересные истории и удивительные факты из жизни. Я не беру в расчет рассказы вроде: «Представляешь, мы всей семьей выбрались в Таиланд, отдыхали на золотых пляжах Паттайи, дегустировали местное пиво и даже посетили сафари-тур. Эти две недели были незабываемы…» Да, конечно, это интересно, но такой или похожей историей со мной может поделиться любой россиянин со средним достатком. Я не был в Таиланде, но такое ощущение, что уже все знаю о его пляжном отдыхе и развлечениях.
Так вот, поменять себя, особенно в зрелом возрасте, – это не так-то просто. И я не про спорт и возможные физические недуги, накопившиеся в нас за прожитые годы. Я про то, что для самого себя определил как боязнь потерять что-то важное и очень мной любимое за уже прожитые годы. Вот, например, с тех пор как я серьезно начал заниматься триатлоном, прошло уже более двух лет, и я четко делаю вывод о том, что уклад моего отдыха с семьей кардинально поменялся. В шесть утра, когда все спят, я могу выйти на двухчасовую пробежку, а когда все днем отдыхают на пляже, я плыву пятикилометровую дистанцию в море, а это полтора часа как минимум. Мне здорово, я рад своему прогрессу, но что я теряю? Я уже не могу, как раньше, сидя рядом с супругой, потягивать виски или джин-тоник. Я уже не могу посвятить себя разгадыванию двухстраничного кроссворда. Не могу так долго, как раньше, гонять мяч на пляже с сыном; а вечером я должен отказаться от бокала прекрасного вина, то есть, по сути, бросить супругу в одиночестве, лишив тем самым ужин былой романтичности. А теперь подумайте и скажите, зачем все это! Что лежит на другой чаше весов и заставляет нас менять образ жизни?
Для меня ответ очевиден: если чувствуешь, что пора что-то менять, если чувствуешь, что застоялся и жизнь лишилась красок и запахов – срочно меняйся! Только при этом выбирай новые стимулы таким образом, чтобы цель оправдывала средства. Чтобы ты понимал, на что идешь, когда будет очень тяжело. И разве это поездка в Таиланд? Покупка суперкара? Или из этой категории задача пробежать марафон? Может, для кого-то ответ положительный, но не для Джона и не для меня. Все это маленькие цели из разных областей, но не то, что может заставить кардинально поменяться. А вот Ironman – это ДА… Это самая сложная из существующих в мире массовых дистанций. Проплыть 3,8 км в открытой воде, проехать на велосипеде 180 км и завершить все марафонским бегом на 42 км может либо профессиональный спортсмен, либо любитель, жизнь которого построена совершенно определенным образом. Верно сказал один мой друг, глядя на годовой план тренировок для Ironman: «Если ты все это выполнишь, ты уже железный человек, а сам старт – это не более чем формальность».
Если вы новичок в спорте и никогда не бегали больше 10 км, не плавали за тренировку более 2 км и не ездили на велике больше сотни за день, то на достижение цели уйдет не менее двух лет. Конечно, официальный временной лимит в 16–17 часов, привлекающий массы на эти соревнования, весьма комфортен и позволяет вам пройти марафон пешком, но та ли это задача, когда ты выходишь на старт рядом с ведущими атлетами мира? Готов ли ты бежать 42 км в окружении толпы болельщиков, восхищенно глядящих на тебя и мечтающих однажды оказаться на твоем месте?