О возрасте, о старости, здоровье
Как писал В. Маяковский, «лет до ста расти нам без старости». Ну а что, почему бы и нет? Что интересно, у ученых до сих пор нет единой точки зрения на причины старения. Активное долголетие, счастливое долголетие, достойная старость, грамотное старение, даже позитивное старение – посмотрите, как широко эти вопросы обсуждаются во всем мире. Да мы и сами на примере своих родных, знакомых можем сделать какие-то выводы о том, что надо и не надо делать, чтобы с возрастом продолжать радоваться жизни, чтобы наша жизнь не была в тягость нам самим или окружающим.
Вот и я тоже, как и многие, с течением времени начала задумываться о возрасте, о старости, здоровье. Захотелось как-то это всё осмыслить, систематизировать, разложить по полочкам, предложить к обсуждению.
Я не научный работник, но в силу своей профессии могу отыскать нужный материал, изучить, проанализировать, сделать выводы, внести предложения по вопросу, как найти оптимальный способ повышения качества своей жизни, где искать уроки и средства для долгой и здоровой жизни, как относиться к собственному телу и организму. Опубликовать для широкого круга читательниц – тех, кому уже за…, но еще не… (Надеюсь, что мои размышлизмы не утомят вас.) Взять у своих современниц уроки долгой, здоровой и по возможности счастливой жизни.
А за героинями, как оказалось, далеко ходить не надо. Вот они, рядом. Присмотрелась к своим горожанкам, тем, кто на расстоянии вытянутой руки в нашей 20-тысячной Няндоме (это в Архангельской области, на Севере России) живет в соседнем доме, на соседней улице, к знакомым и не очень.
Ого, а наши-то женщины, оказывается, не хуже! Тоже в Советском Союзе родились – кто до войны, кто во время войны. Может, и в этом тоже секрет их бодрости и относительного здоровья – голодное детство, война, долгий напряженный труд, никаких излишеств и баловства? Надо бы разобраться, выпытать у них какие-то секретики. Уверена, что картина будет типична и для других женщин из других городов.
Намеренно решила не обращаться к тем, кому меньше семидесяти. Или больше 90 – это уже долгожители. А мне интересны нестареющие женщины. Не мужчины, а именно женщины – они почему-то и живут в среднем дольше, и долгожителей среди них больше. Своих ровесниц даже не рассматриваю. Они молоды, энергичны, им некогда даже думать о своем возрасте. Пока. (Но готовиться надо.)
У нас в городе женщины пенсионного возраста тоже разные. Решила разделять их по внешнему виду: тётка, женщина, дама. Но есть не только тётки – бабы, бабищи. Не только женщины, но и женщинки, дамы – и мадамы. Старухи, старушки, бабушки, бабульки. Я, значит, бабушка. Почему не дама, не мадама?
Вот и недавно в Шереметьево в ожидании посадки на самолет бродила-бродила, потом решила посидеть. Присела, а девочка лет пяти, посмотрев на меня, спрашивает у сидящей рядом мамы: «Мама, а бабушкам трудно одним путешествовать?». Блин, все-таки бабушка?! Хотя нет, возможно, она не меня имела в виду. Но мама улыбнулась мне и увела девочку. А мне хотелось крикнуть вдогонку: нет-нет, мне не трудно! (Молодец какая девочка – беспокоится о старушках!)
Это ребенок, она мечтает вырасти, и «взрослость» кажется ей таким далеким будущим! Дети хотят быть взрослыми, старшие хотят быть молодыми. Ведь и мы, наверно, с ужасом думали, что, когда «стукнет» 30 лет, будем уже не молодыми. А в 50 думаем: вот когда я была молодая и мне было ЗО… Ан нет, в каком-нибудь женском журнале опять натыкаешься на фразу: «Мода для пожилых, которым за 50»… Ну что это такое? Я никак не согласна считать женщин даже в 65 лет пожилыми, а в 75 лет – старыми. Судя по тому, как мы на прошлогодней ветеранской вечеринке отплясывали, старость не пришла на праздник. Просто люди в возрасте, неважно в каком: возрасте зрелости, серебряном, или еще каком-то. Но старые – это не мы. Просто мы – другое поколение «пожилых».