Порой нет-нет, да промелькнёт у пограничников-нахичеванцев вопрос: а что и как было до образования Нахичеванского пограничного отряда.
Иными словами, есть интерес к тому, как складывался участок границы до 1924 года, тот участок, который мы в разговорной речи называем нашим, кто и какими силами его охранял, как выглядели наши предшественники в то далёкое дореволюционное время.
В меру своих познаний, и с помощью найденных в Интернете материалов попробую ответить на эти вопросы, а попутно рассказать и о других значимых событиях в досоветской истории границы и пограничников.
Учитывая обилие в сети Интернета всевозможных рассказов, пояснений и даже дискуссий по истории пограничных войск досоветского периода времени, мной взяты только те из них, которые наиболее приближёны к событиям именно в регионе, который впоследствии стал охранять Нахичеванский пограничный отряд, и в его ближайших окрестностях.
Было в истории границ государства российского мно-о-го чего всякого. Но во все времена общим было и оставалось одно: границы надо охранять. Охранять и от набегов и порабощения, и от разворовывания богатства недр и имущества жителей приграничных районов, тайного провоза товаров, да и просто ради контроля над состоянием установленного порядка проживания вблизи границы российских подданных.
Сказывают, дошли до нас слова летописи о том, что Московский Великий князь Василий III «утвердил землю свою заставами» (1512 год). Со второй половины XIV века, в период усиления великого Московского княжества по рекам Хопёр, Воронеж, Дон специально оборудуется сторожевая пограничная линия. Деятельность по непосредственной охране границы русского государства стала называться пограничной службой.
XVIII век стал, во многом, определяющим для строительства пограничной службы. С ним связано зарождение и становление нового государственного формирования – Российской империи (1721 год) во главе с императором всероссийским Петром I, и что ещё более важно для нас, пограничников, появление новой угрозы безопасности государства – контрабанды.
Прошли столетия становления и развития Российской империи, завоевания и присоединения новых земель. К последней трети XVIII века (1774—1783 годы) Кавказ оставался буферным поясом, стыковой периферией трёх соперничающих держав – Оттоманской империи, Персии и России. Правители каждой из держав стремились расширить своё присутствие в этом регионе, превращая Кавказ в поле сфокусированного стратегического интереса.
Присоединение по манифесту императора Павла I в 1801 году Грузии к России потребовало защиты морских и сухопутных путей в Закавказье, где Россия должна была упрочить своё военное присутствие. Это вело к подчинению России мелких ханств, лежавших между Грузией и Персией, что было осуществлено главнокомандующим в Грузии генерал-лейтенантом князем Цициановым.
В октябре 1812 года при Абландусе на реке Араке (в некоторых упоминаниях – Арас, ныне река Аракс) генерал Котляревский разбил наголову персидскую армию под предводительством Абак-мирзы и 1 января 1813 года овладел крепостью Ленкорань. По мирному договору, заключённому 12 октября 1813 года в Гюлистане, все земли, занятые русскими войсками, признавались владениями России. Вдоль российского участка побережья Каспийского моря разрешалось плавание купеческим судам.
Созданная по Положению 1822 года в ряде регионов Российской империи таможенная пограничная стража ещё не имела вполне определённого военного устройства. Пограничные надзиратели и их начальники не всегда назначались из бывших офицеров, нередко это были люди гражданские и ранее в армии не служившие. Во второй половине 1827 года по представлению министра финансов графа Е. Ф. Канкрина император Николай I повелел: «устроить новую таможенную пограничную стражу на твёрдых воинских началах», придав ей правильную военную организацию. Утверждённое новое «Положение об устройстве Пограничной Таможенной Стражи» вступало в силу с 1 января 1828 года. Этим Положением устанавливалось строгое воинское внутреннее устройство и вертикаль подчинённости: пограничная стража на европейском направлении государства вводилась в каждом таможенном округе в виде бригад, полубригад или отдельных рот, которые подчинялись начальникам этих округов. Начиная с этого времени, пограничная стража стала строиться на единообразии воинского формирования, снаряжения, обмундирования, быта. Было установлено единое вооружение соответственно для конных и пеших чинов пограничной таможенной стражи.