9 апреля 1994 года я начал писать свой автобиографический роман. В условиях тяжелейшего периода иммиграции в Канаду мои чувства достигли апогея… Вместе с тем у меня возникла потребность обрести обитель моей души, чтобы я имел возможность разгружать свою психику, которая испытала в марте 1991 года, во время пребывания в Израиле, сокрушительную психологическую травму…
С той поры минуло… четверть века! 9 апреля 2019 года мне исполнилось… 90 лет! Вместо одного романа я написал… шесть автобиографических романов! Первые пять из них я посвятил светлой памяти моей мамы.
1. Роман первый. «Сирота (Детство. Отрочество. Юность)», 1920—1953 годы.
2. Роман второй. «Отравленная жизнь (Исповедь узника искалеченного брака)», 1954—1990 годы.
3. Роман третий. «Историческая ловушка (Заложники. Прорыв. Бегство)», 1990—1991 годы.
4. Роман четвёртый. «Вдали от Родины (Тяжелейшая иммиграция в Канаду)», 1992—2005 годы.
5. Роман пятый. «Прощай, отравленная жизнь! (Сильнейшее потрясение. Путь к свободе)», 2005—2014 годы.
Свой шестой (заключительный) роман «Здравствуй, новая жизнь! (Проза жизни. Поэзия любви)» я посвятил своей второй жене Алле Сергеевне Мелихановой (в девичестве Будниковой).
Мои романы написаны под моим литературным псевдонимом – Владлен Анжело. Владлен – имя, данное мне при рождении (в честь В. И. Ленина). Анжело – девичья фамилия моей покойной мамы… Мои подлинные имя и фамилия – Владимир Зусман.
* * *
За период с октября 1992 года по март 2012 года мною были опубликованы в русскоязычной прессе Канады десятки историко-публицистических статей, рассказов и повесть «Отец Русской революции». Эта повесть печаталась в 1999 году в Торонто, в газете «Янг стрит ревю», в двенадцати номерах. Спустя двенадцать лет, в апреле 2011 года, я начал писать трилогию с аналогичным названием.
В конце июня 2019 года эта трилогия будет опубликована в издательстве «Ридеро», в Санкт-Петербурге.
* * *
Я признателен моей жене Алле Сергеевне за её чуткое понимание состояния моей души, а также за её замечательный подарок к моему 90-летию: современный компьютер!
Я также благодарен младшему сыну моей жены Станиславу Львовичу Мелиханову за его наставничество в деле освоения компьютера, а также за его инициативу и посредничество в публикации моих литературных произведений в издательстве «Ридеро».
Идея написания книги о собственной жизни возникла в ночь с 8 на 9 апреля 1994 года. Вот как это произошло.
…Весна 1994 года. Город Монреаль. Минуло более двух лет с того дня, как я и моя жена подали прошение о предоставлении нам статуса беженцев. На конец апреля 1994 года был назначен Иммиграционный суд… Я находился тогда в состоянии тяжелейшей депрессии…
Именно в то время в моей толстой тетради, в которой собрано свыше… ста стихотворений и поэм, появились следующие стихотворные строки:
Часто среди ночи просыпаюсь.
Знаю: мне теперь уж не уснуть…
Долго я ворочаюсь и маюсь,
И пытаюсь веки я сомкнуть,
Но не спится: думаю о маме,
О её трагической Судьбе…
Пласт десятилетий между нами…
Боль, печаль соседствуют во мне…
Приближалось 9 апреля – день моего 65-летия. На душе было неспокойно, тревожно…
В полночь с 8 на 9 апреля я поднялся с постели и, достав из тумбочки фотографии моей покойной мамы, стал их внимательно рассматривать. Из глаз полились слёзы…
Во мне пробудилось неодолимое желание обратиться к маме, написать ей письмо. Вот что я написал:
«Дорогая моя мамочка! Я, твой сын Владик, впервые в своей жизни обращаюсь к тебе.
Эти строки я пишу в знаменательный для нас обоих день – 9 апреля. Ровно 65 лет тому назад ты дала мне жизнь. Всего полтора года ты меня растила, а потом тебя не стало… Каждый раз, когда я думаю о тебе, меня охватывает невыразимое горе… До сих пор я никак не могу смириться с тем, что ты совсем ещё юной ушла из жизни…
В последнее время я особенно часто думаю о тебе. Мамочка! Дорогой ты мой человек! Как мне донести до тебя мою пламенную любовь к тебе?! Как мне высказать свои горечь и сострадание? Страшно подумать: я прожил почти три твоих жизни…
Я смотрю на единственный снимок, где мы с тобой вдвоём сфотографированы. Ты держишь меня, трёхмесячного малыша, крепко прижав к себе. Эта единственная фотография стала первой в моей жизни и последней – в твоей жизни…
Дорогая моя мамочка! Я безмерно тебя люблю! Я горжусь тобой! В тяжелейшее для тебя время ты, собрав последние силы, вырвалась из неприятного и враждебного к тебе окружения…
Я восхищаюсь твоим мужеством! Я преклоняюсь перед тобой! До конца дней моих твой образ высокой нравственной чистоты всегда будет жить в моей душе! Ты стала моей путеводной звёздочкой, утешительницей моей истерзанной души, целительницей моего израненного сердца… Сегодня, в день моего рождения, я отмечаю День Памяти твоей – день Великой Скорби и неизбывного горя…
Сегодня я оплакиваю ужасную трагедию твоей короткой жизни. Одновременно я оплакиваю и свою собственную жизнь, которая оказалась сломанной, отравленной, а судьба – искалеченной…
Пройдёт ещё несколько лет, и я тоже уйду из жизни… Но сейчас, как никогда ранее, я испытываю неодолимое желание рассказать о своей несчастливой жизни, о том, как были прожиты шесть с половиной десятилетий. Я решил написать книгу – Исповедь, которую я посвящу тебе.
Сегодня, в день моего 65-летия, я поднимаюсь с колен, чтобы оставшиеся мне годы жизни прожить с вечной любовью к тебе. Всю жизнь я жил с мыслью: у меня БЫЛА мама. Сегодня я говорю: у меня ЕСТЬ мама!
Дорогая моя мамочка! Я слишком поздно пришёл к тебе… Одно меня утешает: в своей долгой жизни я не совершил ни одного преступления, за которое мне бы пришлось краснеть перед тобой. Совесть моя чиста! Я не чувствую за собой никакой вины!
К величайшему сожалению, я не смог распорядиться собственной жизнью так, как мне бы этого хотелось… Я не знал жизни, не было тебя рядом со мной, и поэтому я совершил величайшую ошибку, связанную с выбором спутницы жизни… За эту роковую ошибку мне пришлось расплатиться собственной жизнью…