Зарисовка 1
Жизнь в трех государствах
(Имена персонажей изменены)
"Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…" Только не девицы, а умудренные жизненным опытом женщины. Они не пряли, а сидели в уютной кухне, пили чай с вкусняшками. И не мечтали о том, чтобы стать царицами. Ибо мечтай, не мечтай, а царицами всё равно не стать. Так что по Пушкину не получалось. Женщины жили не в сказке, а реальной жизни… Чаевничали, общались, обсуждали свое житие-бытие.
Татьяна, поглядев на своих постаревших подруг, стала вспоминать:
– Девчонки, как же все-таки хорошо нам жилось в советском государстве. Нашим родителям давали квартиры. Образование, медицина были бесплатными. Дети лето проводили в пионерских лагерях, взрослые по профсоюзным путевкам ездили отдыхать на курорты.
– А я вот помню, у нас как-то сломался замок входной двери квартиры, починить сразу не смогли. Так целых три дня просто закрывали дверь и уходили из дома. И ничего – никто не вломился, ничего не украл. А зачастую ключи от квартир у людей просто лежали под входным ковриком. Дети одни гуляли во дворе. Никто не боялся. Решеток на окнах не было, двойных дверей не ставили, в любой подъезд можно было свободно войти. – добавила Алла.
Критичная Светлана пыталась отрезвить подруг:
– Мы с вами многое идеализируем. А вспомните, как наши родители за продуктами в Москву ездили! Мой папа из Москвы привозил сыр, колбасу, мандарины, конфеты Каракум, печенье Сладко, гречку. И даже туалетную бумагу. А в нашем городе в свободном доступе этого не было. Сплошной дефицит и очереди…
А как мы страдали от отсутствия элементарных гигиенических средств! Особенно девчонки. Вспомните – на день рождения хорошим подарком считались шампунь Ромашка да какое-нибудь душистое мыло. А еще, конечно, индийский чай со слоном и растворимый кофе.
Хороших вещей практически было не купить. Всё "по блату". В магазинах на прилавках только обувь фабрики "Скороход" и одежда фабрики "Большевичка". Носить это было невозможно. Вот мы с мамой и ездили на барахолку, чтобы у спекулянтов втридорога купить что-то приличное.
Татьяне решительно не понравился такой поворот разговора и она заявила:
– Подумаешь, ну не хватало чего-то, зато я в своём детстве ни разу не видела бомжей, так как у всех было жильё; не видела нищих, которые бы рылись в мусорных баках, не видела попрошаек. Государство худо-бедно всех обеспечивало прожиточным минимумом. И у людей был оптимизм, вера в светлое будущее. А сейчас что?
Но Светлана продолжала развивать свою мысль:
– Девочки, ведь мы скорее всего просто ностальгируем по своему детству и юности. Поэтому нам многое из нашего советского прошлого кажется в розовом цвете. А на деле? Что хорошего- то было? Ходили строем, во всем круговая порука, нельзя было выделяться из коллектива. И хотя это частности, но очень хорошо помню, как меня ругали перед классом за то, что мало сдала макулатуры. Потом за то, что пришла в школу в сережках и с накрашенными глазами. Так классная заставила серёжки снять, а макияж смыть. Главное – быть как все! Не выделяться.
Конечно, в том советском государстве были несомненные плюсы, но и минусов масса. Тех самых минусов, из-за которых потом вся система и рухнула.
Подруги помолчали, каждая думала о своем.
Потом Таня спросила:
– Ну а дальше-то в 90-ые годы – что? Разве лучше стало, когда прежнее государство развалилось? Ведь месяцами не платили зарплату, у людей сгорели все сбережения. Развал экономики, армии. Разгул преступности, кругом бандиты, рэкетиры, рейдерские захваты. Полный беспредел . Ведь недаром говорят, в 90-ые годы – Россия бандитская, криминальная.
И знаете, наверное, в эти 90- ые годы у нас государства -то попросту не было. То есть мы из СССР попали в Смуту, Смутное время. Государство без государства. Общественный хаос. Либерализация, "прихватизация"… Кто успел, тот и урвал..
– Вот не нужно впадать в огульное очернительство, – возразила Светлана. – Мы с коллегами тогда смогли приватизировать наш книжный магазин, а моя сестра с напарницами – парикмахерскую. Ваучеры вложили в акции крупного завода. Стали собственниками. В те 90- ые некоторые очень даже преуспели, из ничего целые состояния создавали. Так что не все было однозначно плохо. Кто- то смог раскрутиться. Поднялся на новый уровень жизни. Такие возможности открылись…
– Ага. В итоге кто-то разбогател, а основная масса народа обнищала, – парировали подруги.
–Ну а сейчас- то, по- вашему, мы в полноценном государстве живем? – задала вопрос Светлана.
– Сейчас государство у нас точно есть, причём довольно сильное и жёсткое. Ну и хорошо. Лично мне какая-то то там пресловутая свобода не нужна. Свобода от чего? Для чего? Что мне с ней делать то? Мне нужна стабильность, порядок, безопасность, нормальная жизнь, уверенность в завтрашнем дне, – убежденно ответила Алла.
– Да… Но, к сожалению, пока вот этой самой уверенности и нет. Что нас там ждёт впереди? А вдруг, прожив всю жизнь в одном городе, придётся оказаться еще в каком-нибудь другом государстве? – проговорили подруги.
Женщины задумчиво замолчали. Столько уже всего было пережито и так не хотелось снова попасть в перипетии сложной, зачастую непредсказуемой жизни. Очень хотелось мира и добра. Себе и всем людям. И спокойно жить в своем нынешнем государстве.
Зарисовка 2
Женщина должна оставаться женщиной. В любом возрасте
(Имена персонажей изменены)
Существует мнение, что отчаянно молодящиеся пожилые женщины вызывают жалость и недоумение, а вот старушки, которые принимают свой возраст, окружающими воспринимаются благосклонно. В целом – мысль правильная. Однако здесь нужно многое учитывать. И в первую очередь, чувство МЕРЫ. Ведь и молодиться можно по-разному, и женщины бывают преждевременно состарившимися.
Недавно один мужчина сказал о нашей общей знакомой:
– Знаешь, на днях видел Ольгу и был неприятно удивлен. Она так сильно изменилась. Как-то резко постарела. Махнула на себя рукой. Совсем перестала за собой следить. Жаль. Ведь была очень симпатичной женщиной.
У моей покойной матери были лучшие подруги Агния Сергеевна и Людмила Аркадьевна. Потрясающие женщины, достойные всяческого уважения. После того, как моя мама ушла, они меня "удочерили", стали для меня вторыми матерями. Подругами. И во многом – примером. В частности, в том, что означает быть Женщиной.
Агнии Сергеевне недавно исполнилось 83 года, а Людмиле Аркадьевне 86. И никто ни разу не посмел назвать их "старухами". Просто пожилые женщины "золотого возраста". Ухоженные, хорошо одетые, с прической, с маникюром, с легким макияжем. Регулярно посещающие косметолога.
При этом они никогда не вели праздный образ жизни. Работали на заводе, ветераны труда. Хорошие хозяйки: очень вкусно готовят, свои квартиры содержат в идеальном порядке. Да еще и мастерицы – вышивают прекрасные картины.