Станислав Чагин - Жизнь Отечеству. Честь никому. Памяти адмирала Ивана Ивановича Чагина

Жизнь Отечеству. Честь никому. Памяти адмирала Ивана Ивановича Чагина
Название: Жизнь Отечеству. Честь никому. Памяти адмирала Ивана Ивановича Чагина
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары
Серия: Жизнь замечательных моряков
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Жизнь Отечеству. Честь никому. Памяти адмирала Ивана Ивановича Чагина"

Книга рассказывает о жизни контр-адмирала Ивана Ивановича Чагина (1860 – 1912). Он происходил из древнего и славного рода и, избрав для себя карьеру военного моряка, стал одним из ярчайших представителей Русского флота начала ХХ в. Командуя крейсером «Алмаз» он проявил выдающиеся командирские качестве в Цусимском сражении, и сумел вывести свой корабль из-под ударов противника и благополучно привести его во Владивосток. Позднее он командовал Императорской яхтой «Штандарт» – самым любимым кораблем последнего императора Николая II и его семьи. Обстоятельства гибели адмирала окутаны тайной и до сих пор являются предметом споров историков. Книга предназначена для всех, кто интересуется историей Русского флота и историей Отечества конца XIX – начала XX вв.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Жизнь Отечеству. Честь никому. Памяти адмирала Ивана Ивановича Чагина


© Станислав Чагин, 2021


Введение

«В истории человечества, с тех пор как стали появляться на свете военные корабли, немало было морских сражений. Но только три из них могут быть по своим грандиозным размерам и результатам сравнимы с Цусимским. Первое, так называемое Саламинское сражение, относится к далекой древности, к 480 году до нашей эры. Противники встретились, в Саламинской бухте, около Пирея и Афин. Небольшой греческий флот под руководством Фемистокла уничтожил громадный персидский флот царя Ксеркса. Вторая морская битва произошла в средних веках, в 1571 году, при Лепанто, в Адриатическом море. Соединенный флот христианских государств под начальством дон Жуана Австрийского вдребезги разбил корабли сарацин и египтян. Третье подобное событие разразилось в более позднюю эпоху, в 1805 году около Гибралтарского пролива, у мыса Трафальгар. Здесь знаменитый адмирал Нельсон, оставшийся от предыдущих боев с одним глазом и одной рукой, командуя английским флотом, одержал блестящую победу над соединенным франко-испанским флотом, находившимся под начальством адмиралов Вильнева и Гравина. Нельсон погиб, но Союзники потеряли при этом адмирала Гравина, девятнадцать кораблей и почти весь личный состав.

Четвертое сражение имело место в дальневосточных водах, при острове Цусима, во время русско-японской войны, а именно 14–27 мая 1905 года. Оно также принадлежит к величайшим мировым событиям.

В этом бою, исключительном по своей драматической насыщенности, я сам принимал участие, находясь в качестве матроса на броненосце «Орел»[1].

Неприятельские снаряды пощадили меня, и я попал в плен. Несколько дней мы пробыли в бараках одного японского порта, потом нас перевезли на южный остров Киу-Сиу, в город Кумамота.

Здесь в лагерь, расположенный на окраине города, мы были водворены на долгое время – до возвращения в Россию»[2].



«Остров Цусима, заросший лесами и огражденный подводными рифами и скалами, оставался от нас слева. Его не было видно за крутящейся мглой. Он только угадывался и рисовался в воображении многогорбым чудовищем, этот безмолвный свидетель разыгравшейся здесь трагедии. На нём высоко взметнулся каменный пик, голый и раздвоенный, называемый по лоции – «Ослиные уши». (роман «Цусима», А.С. Новиков-Прибой).

Цусима-страшное слово для русского ума и сознания. Это слово уже более ста лет будоражит мир, вовлекая в споры, дискурсы и часто в некорректные рассуждения людей образованных и не совсем, знающих и где-то слышавших. Но чаще всего встречаются домыслы, непроверенные факты и просто ложь. Это не допустимо и мерзко, ибо поражение русской эскадры проявило не только эпизоды не корректного руководства боем, но и промахи Главного штаба, не только поднятие белого флага над пятью кораблями эскадры (был случай, когда в отсутствии оного подняли на мачту простыню)[3], но и беспримерного подвига русских моряков, – матросов и офицеров. И таковых было большинство. Много тайн хранит этот не простой период в истории России и, в частности, жизни героя Цусимского сражения адмирала И.И. Чагина. Мы постараемся опираться только на факты, воспоминания очевидцев. А лейтмотивом повествования и в какой-то степени исследования, хотим выбрать девиз: «Мы русские и пусть навек запомнит враг, что лишь тогда встаем мы на колени, когда целуем русский флаг»!

«Зачем вспоминать это печальное событие – так тяжело переживать во второй раз выстраданное страдание? Спрашивали одни.

«Писать о Цусиме – это значит наводить мысль лишний раз на виновников Цусимы», – возражали другие.

Не лучше ли забыть, не вспоминать, отслужить скромно панихиду по погибшим товарищам… «не делать из Голгофы русского флота бульварного романа». Таково было мнение, высказанное русским офицером в высоких чинах, которое является, наверно, причиной, почему эту тему избегали затрагивать офицеры Российского Императорского Флота, часть которых в многочисленных книгах, рассказах, статьях и заметках вспомнила о многих анекдотах, случившихся за долголетнюю их службу на флоте. Но бой, решивший судьбу войны и, увы, способствовавший подъёму революционного движения внутри страны и так или иначе сказавшийся на судьбе каждого из нас – это запретная тема из-за своеобразно понимаемого чувства скорби по погибшим друзьям, по ушедшему укладу жизни»[4].

«Цусимское сражение является особенным, – пишет немецкий писатель Франк Тисс. Побеждённые и победители играли в нём одинаково замечательную роль. В этой битве проявился героизм двух видов: с одной стороны храбрость и непреклонная воля японской нации, а с другой – доблесть, мужество и пренебрежение к смерти русских моряков, которые, зная, что не могут победить, всё же бросились в бой, навстречу смерти. Их поражение – это… не триумф Того», а триумф более сильной техники.

И вот прекрасный пример, говорящий о том, что настоящие моряки не бывают бывшими во всём мире:

Мир только что пережил ужасы Второй мировой войны. Пароход подходил к острову, покрытому горами со склонами, заросшими лесом, и окружённому отвесными скалами и подводными камнями. Линия белого прибоя опоясывала остров. Море было серое, холодное и неприветливое. Капитан послал матроса позвать на мостик своего помощника. Им был бывший белый воин, моряк Русского флота.

– Мы подходим к острову Цусима, – сказал капитан, чистокровный американец.

– Здесь спят вечным сном ваши храбрые соотечественники… Отдадим честь их памяти!

Он замолк, вытянулся, приложил руку к козырьку морской фуражки, в то время как американский флаг с красными полосами и синими звёздами был медленно приспущен наполовину.

На вечные времена угрюмый вид острова Цусима связан с воспоминаниями о нашедших здесь свою могилу доблестных русских моряках.

Память о героях, какими себя показали русские офицеры и матросы эскадры адмирала Рожественского, не умирает и живёт в сердцах не только русских людей, но, как показал приведённый случай, и у образованных моряков всего мира[5].

Мы живём в XXI веке и всё отчётливее наблюдаем, как угасает интерес к нашей истории и что самое печальное с ним угасает и память. Не будем пенять на западный мир и бывших «друзей» по Союзу. Да, большая толика зла в этом присутствует. Но мы умный и умеющий прощать народ, терпеливый и не подставляющий ножку оступившемуся неприятелю. Наша правда и достоинство заключается в умении распознавать свои ошибки и, как вывод, учиться на них.

Так сложилось в императорской России, что звание «русский офицер» всегда было больше, чем просто титул. Это особая порода людей, для которых честь и достоинство были дороже жизни. За честь сражались, за неё же и умирали.

Родовое гнездо


С этой книгой читают
Книга известного писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина посвящена личности адмирала Ф. Дубасова, которая сегодня мало что говорит читателю. Имя его было оболгано историками, которые видели в нем палача Красной Пресни. На самом же деле адмирал Дубасов является одним из выдающихся военно-морских деятелей в истории России. Свой Георгиевский крест он получил за бесстрашную атаку турецкого броненосца на Дунае. Именно он первым поднял Анд
В книге известного писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина представлены литературно-документальные очерки о жизни и подвигах российских моряков Балтийского флота ХVIII–ХХ веков. Среди них, герой Чесмы и Красногорского сражения со шведским флотом в 1790 года адмирал Круз. Командир героического тендера «Опыт», выдержавшего в 1808 году многочасовый бой с английским фрегатом, капитан-лейтенант Невельской. Начальник первой, так и не состо
Адмирал П. С. Нахимов для многих поколений россиян является символом долга и чести. Жизни и подвигам героя Наварина, Синопа и Севастополя П. С. Нахимова посвящена документальная повесть известного писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина. В своей работе автор использовал много малоизвестных документов, в том числе и личные письма знаменитого адмирала. При этом В. В. Шигин не ограничивается общеизвестными факторами, а открывает много н
История двух закадычных друзей могла бы стать сюжетом целой серии приключенческих романов и телевизионных сериалов, представлена в книге известного писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина. Офицеры Балтийского флота лейтенант Хвостов и мичман Давыдов являлись не только храбрыми моряками, отличившиеся в русско-шведской войне 1808-18709 годов, но исследователями Аляски и отважными мореплавателями. Именно они командовали легендарными суд
Историографию советско-польских отношений можно разделить по хронологическому признаку. Первый этап (1920 – 1930-е гг.) представлен работами, рассматривающими военный конфликт 1920 г. со стороны Польши и России, в основном это материалы военного характера. В работах излагались причины войны, политика Антанты, роль США во внешней политике Европы. Второй этап (конец XX в.) представлен работами внешнеполитического характера, где исследовалось выполн
Граф Николай Семёнович Мордвинов был человеком незаурядным – он являлся первым министром морских сил России. Его боготворили декабристы и завидовали приближенные Николая I. Будучи хорошо образован, он написал несколько трудов по экономике, выступал против крепостного права и выдвигал предложение по переустройству государственного строя по примеру Великобритании, где правит Конституция, а монарх лишь занимает почетное место на троне. Ему посвятил
Автор книги Станислав Чагин делится с читателями результатами своих раздумий и исследований о судьбах России и связи времен с акцентом на обеспечивающую такую связь российскую национальную идею, вступая в дискурс с писателями и политическими деятелями, которые пытались вывести формулу национальной идеи. Но такой формулы быть не может, ибо нельзя судьбу Великой страны втиснуть в рамки аксиомы. Национальная идея не может быть теорией, принимаемой б
Эта книга об участии нашей страны в событиях в Конго в 1960–1964 гг., вошедших в историю как конголезский кризис. Конго стало первой горячей точкой холодной войны в Африке южнее Сахары. Схватка за огромную территорию в «сердце Африки», богатую стратегическим минеральным сырьем, наполнена событиями, которые «потрясли мир». Беспорядки, охватившие страну через неделю после провозглашения независимости, отделение провинции Катанга и ввод войск ООН (и
Война в Донбассе. О героическом сражении войск Донецкой Народной Республики (в то время ещё ополчения) на Саур-Могиле в 2014 году.
Десятый том представляет собой биографический справочник, основанный на списках генералов по старшинству, списках по Генеральному штабу, приказах по Военному ведомству Российской империи и других архивных документах. Многие биографии публикуются впервые.
Восемнадцатый том представляет собой биографический справочник, основанный на списках генералов по старшинству, списках по Генеральному штабу, приказах по Военному ведомству Российской империи и других архивных документах. Многие биографии публикуются впервые.
С детства я писала стихи. Лет с десяти. Строчки записывались в «личные дневники», потом в тетради с конспектами, потом в заметки телефона и рабочие ежедневники. Однажды строчки перестали приходить ко мне в голову. Я нашла старые записи, перечитав их поразилась, насколько по-другому я смотрю на эти стихи. Как будто это что-то, что нашептывал мне Ангел, простые слова, за которыми спрятаны ценные идеи.
«Обрубки жизни бездельника» – своего рода фантасмагорические пляски разума, смешанные с обыденностью плетущихся дней. Это дневник молодого человека, ведущего не слишком-то правильный образ жизни. Повествование ведется скачками и обрывками, а проносящиеся мимо дни – обрубки жизни человека, который не может найти себя в круговерти этого странного мира.
Мир и покой никогда не царили на территории Иллинской империи, внутренние конфликты всегда раздирали ее, но с приходом новой угрозы прежние распри смолкли. Ранее неизведанная сила пробудилась, порождая на свет нечто темное, нарушая привычный цикл жизни. Теперь судьбы Кастора, Сектуса и Афадора тесно переплетены между собой. Сейчас им только предстоит встать на тяжкий путь, но роль, отведённая им весьма значима. Ведь выживание всех и каждого будет
Автор решает переместиться в своё произведение, но позже выясняется, что вернуться назад не так уж и просто. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.