Будущее неудержимо влечет современных людей. Все говорят о развитии, о прогрессе, о росте. Все эти важные для нас слова связаны с будущим. Средства массовой информации, литература, фильмы, музыка, – вообще вся культура, рисуют различные более или менее фантастические картины будущего. Подготовка к завтрашнему дню кажется нам естественной частью жизни, и человек, который не заботится о будущем, скорее, исключение. Но так было далеко не всегда, и в первой главе мы разъясним более детально, каким образом мышление, чувства, воля и деятельность человека в сфере будущего изменились в ходе истории.
Парадоксальным является то, что при глобальной ориентации на будущее жизнь вновь и вновь преподносит человеку сюрпризы. Природные процессы, которые, казалось бы, хорошо изучены и спрогнозированы, тем не менее, происходят неожиданно. В 2004 году предупреждали о большом наводнении в рождественские праздники в Индонезии. Но, тем не менее, для большинства из нас это все-таки произошло неожиданно. То же самое с изменениями в обществе: в 90-х годах много говорили о конфликте цивилизаций, но, тем не менее, атака на башни-близнецы в Нью-Йорке была страшным шоком. Странным образом оказывается, что вся массированная информация о будущем, которая до нас доходит, не затрагивает нас в достаточной мере. Когда прогноз становится реальностью, он почему-то застает нас врасплох, мы теряемся и не знаем, как справиться с новой реальностью.
На подготовку к будущему направляется много энергии и сил, но когда ситуации материализуются, выясняется, что наше планирование не имело большого практического смысла. Вместо того чтобы быть готовыми к будущему, люди действуют, как будто они ничего не знали. Почему такое происходит?
То же самое с личным развитием. Закономерности, которые формируют жизнь человека, хорошо изучены. Известно, что жизнь протекает этапами, которые имеют характерную динамику, а между этапами происходят кризисы. Но когда кризисы реально настигают нас, человек удивлен, что все это происходит с ним самим. В этом смысле интересное явление – страх перед смертью. Все, кажется, знают, что каждая жизнь заканчивается смертью, но, тем не менее, мы живем так, как будто мы бессмертны. Когда же смерть становится реальностью, до которой рукой подать, человек испытывает серьезный кризис, словно это стало для него полной неожиданностью.
Почему же люди не относятся серьезно к прогнозам будущего, которые они сами же создают? Одна из причин состоит в том, что многочисленные прогнозы будущего, чаще всего, иллюзорны и противоречивы. Мы слышали много предсказаний о конце света, которые не исполнились. Люди интересуются будущим, это захватывает их, но они по опыту знают, что эти прогнозы и предсказания не всегда исходят из серьезных источников и нечасто сбываются. Очевидно, что необходимость увидеть будущее есть, но нет практических средств, которые имели бы истинную ценность.
Можно сказать, что наше отношение к будущему, при всей своей рациональности, тем не менее, иррационально. Налицо огромный интерес к будущему, но в глубине души нет уверенности, что прогнозы могут реально помочь, и это порождает страх за свое будущее.
В то же время, дело не в том, что абсолютно все представления о будущем являются неверными. Основной вопрос заключается в том, как отличать действительное, реальное видение будущего от иллюзорного.
Задачи нашей книги – проанализировать причины и закономерности, в действительности формирующие будущее человека, и предложить некоторые методы, позволяющие подойти к любой ситуации сознательно и уменьшить напряжение относительно будущего развития событий.
Жизнь и ее вопросы. Поиски будущего в душе
XX век и революционные изменения, которые он принес с собой, характеризуют по-разному. С одной стороны, подчеркивается научный прогресс и скачкообразный рост экономического благосостояния, плодами которого мы каждый день наслаждаемся. Другая сторона медали – это страшные войны и постоянные конфликты, как между этническими, так и между политическими группами. Также много говорится о чувстве отстраненности и одиночестве, которые приводят к душевным проблемам.
Можно сказать, что то, что мы в наше время наблюдаем как проявление внешних феноменов, является одним из этапов процесса внутреннего развития, в течение которого жизнь наших чувств стала самостоятельной. Говорят, что Фрейд изобрел подсознание, хотя правильнее было бы сказать, что подсознание изобрело Фрейда. Это означает, что в развитии современного человека произошел перелом, который внешне характеризуется большими изменениями конца XIX и XX века. В наше время своим внутренним миром приходится заниматься гораздо больше. Если раньше внутренний мир действовал как налаженный автомат, то теперь приходится постоянно заботиться о том, как привести свои внутренние процессы в порядок.
Другой большой вызов современного мира – это социальная жизнь, отношения как личные, так и профессиональные. Если ранее порядок и стабильность основывались на социальной лестнице и традициях, то в современное время очень многое зависит от самого человека. Говорят об обучении в течение всей жизни, о развитии самого себя, об оставлении старого и внедрении нового. Более чем когда-либо человек стоит перед задачей сделать самостоятельно выборы, касающиеся его жизни, профессии, семьи и т. д… ХХ век называют эпохой господства эмансипации, появления свободного независимого человека. Все эти процессы проявляются в понимании того, что свобода самому выбирать свою жизнь и свое будущее является одним из важнейших аспектов человеческого бытия. В то же время ясно, что возможность и необходимость стать самому главным героем своей жизни – не только привлекательная, но и устрашающая ответственность.
И мы вынуждены спросить: если существует такой большой интерес к будущему, что же на самом деле мешает его увидеть?
Как было сказано выше, интерес к будущему удовлетворяют, чаще всего, иллюзорными или пугающими картинами. Создается впечатление, что неумение человека справиться со своими страхами перед будущим не позволяет ему это будущее увидеть. И наоборот: когда страх ослепляет, тогда человек не хочет видеть то, что идет ему навстречу, и вместо этого он создает себе иллюзорные картины. Современное мышление о будущем похоже на постоянные попытки контролировать неконтролируемое, отсюда беспокойство и страх, что дела не идут так, как хотелось бы. Однако имея более ясный образ мышления и адекватные инструменты для прогнозирования, можно было бы принимать более взвешенные решения относительно будущего.