Илья Никитин - Жуткое. Интегральное исследование тени

Жуткое. Интегральное исследование тени
Название: Жуткое. Интегральное исследование тени
Автор:
Жанры: Социальная философия | Социальная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Жуткое. Интегральное исследование тени"

Книга И. Ю. Никитина «Жуткое. Интегральное исследование тени» представляет проект холистического рассмотрения феномена Тени, «злого начала в жизни, негативной стороны личности», впервые описанного известным швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом.

Систематизируя и синтезируя научные знания по теме, автор книги опирается на методологию мягких систем британского учёного Питера Чекленда и интегральную теорию философа и мыслителя Кена Уилбера и дополняет исследование обширными психоаналитическими, антропологическими и культурными данными, открывая перед научно-практическим сообществом широкую дискуссию вокруг темы многогранности тёмных аспектов человеческой души.

Книга предназначена для философов, психологов, психоаналитиков, студентов профильных вузов.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Жуткое. Интегральное исследование тени


© Никитин И. Ю., текст, 2023

© Оформление. ООО «Издательско-Торговый Дом „Скифия“», 2023

Моему сыну


Вступление

Книга «Жуткое. Интегральное исследование тени» обрисовывает контуры феномена тени, открывая проект целостного и многоаспектного рассмотрения данной проблематики. Автор работы, Илья Никитин, опирается в значительной степени на перспективу четырёх квадрантов («сознание и психика»; «организм и поведение»; «культура и взаимоотношения»; «социальные системы и экосистемы») – фундаментальную основу новаторского интегрального подхода, развиваемого современным психологически ориентированным мыслителем Кеном Уилбером и окружающим его международным научно-практическим сообществом.

Уилберовский интегральный подход представляет собой эволюционную биопсихосоциокультурную метамодель – так называемую интегральную AQAL [1]-модель, – которая с успехом применяется к различным дисциплинам человеческой деятельности (в «Журнале интегральной теории и практики», выходившем с 2006 по 2014 г., опубликованы статьи, применяющие эту модель к более чем 50 различным дисциплинам – таким, как экономика и экология, религиоведение и духовность, медицина и здравоохранение, юриспруденция и искусства, бизнес и обществоведение и т. д. [2]). И всё же исторически сложилось, что магистральным направлением приложения интегрального подхода всегда был и остаётся конгломерат дисциплин, посвящённых исследованию человеческой психики: психология, психотерапия, психиатрия и психопатология.

Это неслучайно, ведь Уилберу можно поставить в заслугу развитие философии психологии, психотерапии и духовности. Такая «метафилософия» направлена на то, чтобы объединить разрозненные и чуждые друг другу подходы в едином непротиворечивом синтезе. Уже первая его книга «Спектр сознания» (The Spectrum of Consciousness, 1977) предложила интеграцию некоторых ведущих школ психологии и психотерапии в рамках многоэтажной модели сознания. Базовая идея проста: наше сознание состоит из нескольких слоёв; каждый из этих слоёв имеет своё уникальное содержание и свой тип дисфункции; а разнообразные существующие школы западной и восточной психологии просто направлены на конкретные слои – отдельные полоски целостного спектра сознания. Вот почему разные школы психологии не исключают друг друга в конкуренции за истинность, а попросту занимаются разными реальными территориями человеческого бытия.

В «Спектре сознания» Уилбер, опираясь на идеи Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, а также ряда других авторов, выделил уровень персоны («маски») – тени, так что проблематика феномена тени сопровождает уилберовский подход с самых его истоков. Что же такое «тень»? Тень напрямую связана с бессознательными проявлениями, даже можно сказать – с самим фактом существования бессознательного. В начале карьеры «врачевателя нервов» Фрейд поехал на стажировку в Нанси (Франция) в психоневрологическую школу Ипполита Бернхейма. На бернхеймовских сеансах гипноза Фрейда необычайно впечатлило обстоятельство, что человек под воздействием постгипнотического внушения со стороны гипнотизёра может совершать действия (например, раскрыть зонтик над головой посреди аудитории), исходя на самом деле из неосознаваемых им причин. Не сознавая, какое ему сделали внушение, такой индивид в объяснение своих действий предлагает, казалось бы, убедительную рационализацию («хотел проверить, работает ли зонтик»), в которую легко было бы уверовать, если бы наблюдатели не знали всей подоплёки [3]. Не прикрываем ли мы подобными «правдоподобными» рационализациями глубинные бессознательные мотивы большинства своих действий?

Тень, собственно, и есть всё то, что нам принадлежит в виде наших личных качеств, чувств, установок, что мы не признаём своим и отчуждаем в бессознательное. Если в раннем детстве нам запрещалось выражать психическую энергию злости и агрессии, таковая нами бессознательно вытесняется, зачастую проецируясь на других людей, и в итоге мы оказываемся в ситуации, когда сами лишены сил и необычайно кротки, но окружены злобными, агрессивными людьми и миром в целом. Эта вытесненная злоба как раз и служит примером теневого материала, воссоединению с психической энергией которого посвящена психодинамически ориентированная психотерапия.

Каким образом происходит возвращение себе вытесненного теневого материала? Уилбер берёт в качестве образца цели терапии знаменитую максиму Фрейда: «Где было ид, должно стать эго», – и указывает, что введение понятий «ид» и «эго» в англоязычные переводы фрейдовских работ, сделанное Джеймсом Стрейчи ради большего наукообразия, породило большое искажение и увело от ясного понимания Фрейдова высказывания. В действительности, как указывает Уилбер, Фрейд был «блестящим феноменологом», равно как и гениальным мастером слова, так что его оригинальное высказывание звучало следующим образом: «Где было Оно, должно стать Я».

И эта фраза лингвистически не случайна, ведь, поясняет Уилбер, в процессе вытеснения психической энергии, те качества нашего самосознания, которые были даны нам в первом лице (моему «я»), перестают восприниматься в качестве своих («моих») и вначале выталкиваются в межсубъективное поле (в Другого, участвующего с нами в беседе, – то есть во второе лицо, или «ты»), а затем кристаллизуются в опыте индивида в виде отчуждённых фигур, симптомов, а часто – и «мира вообще» (как в случае с тотальными обобщениями «все мужики…» или даже двойственно-гностическим восприятием бытия как такового). Образуется отчуждённый «чужой», который представлен в третьем лице, – и этот чужой обозначается местоимениями третьего лица «оно» (равно как «он», «она», «они», «это», «эти»).

Соответственно, цель психотерапевтического процесса – обращение вспять этого кажущегося выброса вовне своей собственной психической энергии; присвоение обратно своих отчуждённых качеств; воссоединение с теми аспектами личного опыта, которые когда-то откололись и стали выброшенными вовне «чужими» – «чужими», которые, по сути, являются моею же собственной тенью: там, где были некие они (мучающие меня, преследующие, притягивающие), снова должен быть я [4].

На основе своего опыта взаимодействия с гештальт-терапией и другими подходами Уилбер формулирует специальную практику – процесс «3–2–1-работы с тенью» [5]. Этот процесс одновременно служит и схемой универсального паттерна терапии, и упрощённым введением в тему интеграции тени для психологически «непосвящённых». Теневой материал являет себя в виде симптома, фигуры или объекта в третьем лице, столкновения с истинным значением (эмоционально-смысловым наполнением), которого индивидуум избегает. В процессе «3–2–1» индивиду предлагается сначала описать этот объект или симптом в


С этой книгой читают
В первом издании << дневников зрелого ублюдка >> я ориентировался на аудиторию 14+ . Теперь пришло время дать дельные советы тем , кому только исполнилось 18 .Тем , кто уже стал взрослым , но ещё не успел повзрослеть , и нуждается в новых вёслах и якоре , как я это описывал в аннотации к первому изданию . Собственно вот ваши новые сто советов , которые помогут удержаться на плаву , минуя новые волны прилива волнений перед лицом взросл
Сборник стихотворений Мартова-Соскута, включающий в себя по большей мере стихотворения-манифесты. Каждое произведение обличает пороки мира, каждое произведение несёт частичку ненависти автора.*иллюстрации к произведениям созданы ИИ
Одни из первых моих стихотворений в сборнике "69". Путешествие в мои мысли, философию жизни, психологию, немного фэнтези.
В монографии на основании проведенного комплексного исследования феномена научно-технической революции (НТР) разработана атрибутивная концепция НТР. Автор формулирует и обосновывает атрибуты НТР (фундаментальные признаки, направления, этапы, тенденции, активные и пассивные зоны, базисные технические средства познания, негативные и позитивные трансформации зон, движущие силы) и закономерности их связей. Обосновывается вывод о двух НТР в мировой ис
Уже знакомые герои встречаются, чтобы победить Хворь. Для этого надо совершить смелое путешествие вместе. Девочка Варя, Фея Пирла и жители села Светлого проявляют чудеса храбрости и смекалки. Есть и новый друг не из леса. Добро побеждает!
Время однообразных пионерских лагерей, которые были у каждого предприятия и все ездили в свои лагеря прошло. Появилось большое разнообразие коммерческих, муниципальных, маленьких и больших, палаточных, развлекательных и образовательных лагерей, южных и областных. Как разобраться в таком разнообразии, особенно, когда ты собираешь ребенка в лагерь первый раз или уже есть отрицательный опыт? А может быть лучше дача? Кому доверить ребенка, как собрат
Сбежать из дома, спрятаться в мужском монастыре, облапошить альфу из клана волков – и все ради того, чтобы не выходить замуж за принца. Полукровка из клана диких кошек гуляет сама по себе! Пока кто-нибудь не возьмется за ее воспитание… Ох, зря кошка разозлила волка!
Хроники двух семей отдельными кадрами, зарисовками, событиями. Тобольцевы и Королёвы. Как они жили, любили, растили детей? И как случилось то, чего никто из них не планировал и не ожидал? Эта книга для тех, кто читал романы «Дульсинея и Тобольцев,или 17 правил автостопа», «Времена года» и не хочет расставаться с полюбившимися героями.