Шел 1912 год, молодой черноморский курорт притягивал сливки общества. Двое молодых деловых людей сидели на открытой террасе Сочинского ресторана» Астория». На столе стояла бутылка Крымского шампанского.
– Скоро в этих местах будут выращивать виноград и производить отличное вино.
– Это вряд ли, климат не очень подходит для выращивания винограда, слишком влажно и мало солнечных дней. Здесь теплее чем в Крыму, тут лучше фрукты выращивать, мандарины, апельсины, дачи строить.
К строительству, кстати, посмотри как за последние год – два поднялась цена земли, хорошо, мы с тобой успели прикупить несколько гектаров, богатеем ни чего не делая.
– Надоело без дела сидеть. Помнишь как мы с тобой золото на Урале искали, два года в тайге? А сейчас что, то в Европу на воды, то на балы в Москву, а теперь вот тут штаны протираем.
– Ну а ты что хочешь, поиск алмазов и встречи с пиратами?
– Почему бы и нет, можно с пиратами встретиться, а можно еще с кем ни будь.
– Вон, смотри, живое приключение ходит, Куприянов показал на мужчину непонятного возраста и национальности, этот «горец», третий день ходит по шалманам и рассказывает о том, что нашел золото в горах.
– Давай пригласим его за столик и поговорим.
– Да чушь это, не верю я в эти сказки. Но если хочешь, давай поговорим.
Куприянов подозвал официанта.
– Любезный, пригласи за наш столик вон того господина.
– Это который в не очень чистой одежде?
– Его, любезный, его и принеси графинчик водочки и закусить к ней чего ни будь.
– Сей момент. Официант подошел к горцу, вон те господа хотят с тобой поговорить, подойди к ним и будь поскромнее.
– Здравствуйте господа, горец подошел к столику, за которым сидели друзья, – Вы хотели поговорить со мной.
– Присаживайся, уважаемый.
Официант принес графин водки и тарелку дымящегося мяса.
– Угощайся, наливай себе водочки, я с товарищем только вина выпью, здоровье уже не то, а ты не стесняйся.
Горец налил себе водки в граненый штоф, выпил и с аппетитом принялся за мясо.
– Уважаемый, а не расскажите ли вы нам про те желтые камни что вы нашли в горах.
– Да я уже столько раз рассказывал, только мне никто не верит.
– Рассказывай, мы поверим.
– А что рассказывать, тут не далеко в горах, два дня ходьбы, полно желтых камней, а чуть дальше есть вот такие камни и он вытащил из кармана кусок кварца с золотыми прожилками.
Куприянов взял камень в руки, повертел его, посмотрел на просвет.
– А ведь это золото, только откуда тут кварц, кальцит есть, но это немного другое.
– Может этот камень и не из местных гор?
– Даже не знаю.
Пока друзья вертели камень, горец подливал себе водочки и не забывал ее опрокидывать в рот. Постепенно речь его стала не связанной, стал нести всякую чушь и друзья потеряли к нему интерес.
– Не верю я что то его рассказам, по моему, он таким способом находит себе дармовую выпивку.
Следующий день друзья посветили осмотру минерального сероводородного источника, расположенного не далеко от моря.
– Вода может быть и лечебная, но запах стоит неимоверный.
– Говорят, вода очень помогает тем, кто желудком мается, не хуже заграничной.
– Вода, водой, вот ты мне скажи, а чем собственно этот ручей отличается от ручья Счастливого на нашем прииске под Екатеринбургом? Такой же лес вода, камни, вдалеке горы уходящие в облака. Почему тут не может быть золота?
– Это геологов нужно спросить, все возможно.
– Вот я и думаю, Аркадий, а не напрасно ли мы вчера не стали слушать того горца? Что он
пытался нам рассказать о золоте в горах?
– Какого, того грязного забулдыгу? Ты думаешь, что он что то знает?
Вряд ли. По моему, это его способ заработка.
– Все таки в его рассказе что то есть, давай ка его найдем и расспросим еще раз.
– Да где ты его теперь сыщешь?
– Думаю он далеко не отходит от ресторана.
Но все оказалось не так просто, на поиски горца у друзей ушли следующие три дня и чудом увенчались успехом. Горец успел наняться на шаланду идущую в Турцию и его сняли в последний момент, посулив солидную сумму и уплатив неустойку капитану.
Целый день у друзей ушел на уточнение того места, где горец видел желтые прожилки в скалах и нашел тот камень, который показывал и горцы находили самородки. Место это находилось километрах в двадцати вверх по реке Сочи, места хоть и не близкие, но проходимые. До места можно было вроде доехать даже на лошадях, что значительно упрощало задачу золотоискателей, а Куприянов теперь себя и своего друга Аркадия называл только так.
Смущало только одно, почему это месторождение до сих пор не нашли…
– Нам то повезет, думал Куприянов.
Неделя пролетела в подготовке экспедиции, сказалось наличие опыта в подобных мероприятиях у Куприянова. Было закуплено шесть абхазских коней, не таких красивых как на выездах в Екатеринбурге, но зато приспособленных для ходьбы по узким горным тропам и способных нести при этом большой груз, только появившиеся в то время палатки, специальные сумки для перевозки груза на лошадях, провиант и необходимые мелочи. Наняты помощники из местных аборигенов.
Наступило утро выхода экспедиции, выяснилось, что скрыть приготовления от общества не удалось, на дачах и в ресторанах обсуждали вероятность успеха экспедиции, особо азартные делали ставки, а некоторые подумывали, а не отправиться ли самим в горы.
В первый день ни чего интересного не произошло. Места, по которым друзья проезжали, были обжитые, то там, то тут из зарослей буйной южной растительности выглядывали домики переселенцев, пася скот, роли сады.
Постепенно тропа становилась уже, обрыв к реке круче, а густая тропическая растительность подбиралась вплотную. Тем не менее, лошади проходили свободно и к вечеру экспедиция золотоискателей добралась до скального балкона, нависающего над рекой на приличной высоте. Внизу, как на ладони лежала река Сочи, впадающая в нее река Ажек или Ажечка, как ее называли местные, бегущая с высоких гор.