Предисловие Майкла Фелпса
Все, о чем я когда-либо мечтал, – это стать олимпийцем. Благодаря Бобу Боуману мечта сбылась.
Само собой, я тоже приложил руку к тому, чтобы попасть на летние Олимпийские игры в Сиднее, а потом в Афинах, Пекине и Лондоне. Если все пойдет по плану, я поучаствую и в Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Почти двадцать лет мой день начинается рано утром с тренировки в бассейне – очередного шага к достижению моих спортивных целей. Редко выдается такой день, чтобы меня не встречал Боб Боуман: он следит за каждым движением, назначает очередные упражнения и, что, наверное, самое главное, подбадривает меня: «Майкл, ты можешь лучше! Гораздо лучше!» Это заставляет меня выжимать из себя больше, чем я когда-либо мог представить.
Своими методами тренировки и в еще большей степени страстью к совершенству Боб показал мне, куда могут привести мои таланты и мечты.
С той поры, как мы начали работать вместе, его голос стал мягче, а волосы еще больше поседели. В этом есть и моя вина. Знаете, Боб, наверное, лучший в мире тренер по плаванию, но это не значит, что мы всегда друг с другом соглашаемся и что я в точности следую его золотым правилам. Конечно, в наших отношениях бывали и взлеты, и падения. И тем не менее список рекордов свидетельствует о том, что общий результат оказался положительным: на четырех Олимпийских играх мы завоевали двадцать две медали, в том числе восемнадцать золотых. И то и другое – олимпийский рекорд. Теперь нам предстоят Игры в Рио, и нет причин полагать, что мы не сможем еще раз воплотить в жизнь наши мечты.
Тогда как внешний вид и манера поведения моего тренера с годами немного изменились, одно остается прежним: он все так же верен своему методу продвижения к успеху и совершенству маленькими шагами, чем бы вы ни занимались. Практически сразу после того, как Боб стал моим тренером, он сказал, что у него есть план: он поможет мне поставить цели, разработать план действий для их достижения, а потом не сбиваться с пути. Я убедился в том, что его метод работает безупречно.
Есть много причин, которые могли заставить вас взять с полки эту книгу. Может быть, вы, как и я когда-то, мечтаете поучаствовать в Олимпийских играх. Или хотите стать лучшим кардиохирургом всех времен и народов. Или вам нужен совет, как стать топ-менеджером, выдающимся пианистом или просто лучшим в мире родителем. Я, конечно, не знаю, к чему вы стремитесь, но уверен: вы на правильном пути. Потому что, если у вас есть мечта и желание стать лучше всех, метод Боба Боумана вам поможет. Поверьте мне.
Поверьте мне. Я сам удивляюсь, что говорю эти слова, потому что очень хорошо помню, как начинались мои отношения с Бобом. Когда я первый раз увидел его в бассейне в Балтиморе, мне было десять лет. Тогда я сказал себе, что никогда не буду стараться для этого человека. Он казался почти одержимым – постоянно свистел, ходил по площадке и кричал на пловцов: «Ребя-ата, поднажмите! Ребя-ата, вы можете лучше!»
Но уже через год занятий в его группе я обнаружил, что этот тренер не такой, как все. Он всегда был подготовлен, постоянно планировал не только сегодняшний, но и завтрашний день и неудержимо стремился к совершенству даже в мелочах. В последующие дни и годы я стал осознавать мудрость такого подхода.
Уже через несколько недель после того, как я начал у него заниматься, между нами появилась какая-то связь. Мы стали понимать друг друга с полуслова:
– Прыгай!
– Как высоко?
Я не медлил. Я выполнял все почти идеально. Он говорил мне, за какое время я должен проплыть дистанцию, и я плыл. Я значительно продвинулся в достижении своей заветной цели. Как я уже говорил, я всегда мечтал участвовать в Олимпийских играх, завоевать золотую медаль и поставить мировой рекорд. Мне просто нужна была карта, план действий. И летом 1997 года я ее получил. Боб попросил меня и родителей о встрече. Сначала я подумал, что у меня что-то идет не так, потому что на прошлой тренировке я не выкладывался на полную. Однако он, напротив, сказал, что у меня есть шанс оставить след в истории спорта. Он говорил именно то, что я хотел услышать. Я могу попасть не на одни, а на несколько Игр. А когда я поеду на Олимпийские игры, у меня будет шанс завоевать медали. Он ничего не обещал, но достаточно уверенно рассказал об этих возможностях.
Что-то в тот день подтолкнуло меня доверить Бобу свою карьеру, и я не пожалел об этом решении.
Четыре года спустя я впервые попал в олимпийскую сборную. Мне было пятнадцать. У меня даже не было водительского удостоверения. Но, как и обещал, Боб заставил меня сделать что-то особенное. Мы отправились на Игры в Сидней, и, хотя я не получил медалей, мы с Бобом прониклись атмосферой и начали думать о следующих Играх. Вернувшись в Балтимор, мы составили план, и уже через четыре года у меня появились первая золотая медаль и еще одна сбывшаяся мечта.
Когда оказалось, что наряду с успехами у меня есть и недостатки, которые стали достоянием гласности, Боб – мой тренер и друг – был рядом, говорил, что надо пробиться через трудности сегодняшнего дня и настроиться на лучшее завтра. В «Золотых правилах» он утверждает, что совершенство – это плод ежедневных усилий. Но золотые медали бывают не каждый день. Трудных периодов не избежать, и работать над ошибками – неотъемлемая часть «тренировки совершенства». Я признателен Бобу, что он меня этому научил.
Бывало, что Боб давал мне уроки и за пределами бассейна. Забавно, но на больших соревнованиях, даже на Олимпийских играх, мы никогда не обсуждали стратегию. Эти вопросы оставались где-то далеко, в Балтиморе, поэтому в свободное время мы чаще всего разговаривали о жизни. Эти беседы помогут в будущем, во время кризиса и когда моя спортивная карьера подойдет к концу.
Если я пойду своей дорогой, это случится нескоро.
Я вернулся к плаванию и стал готовиться к Олимпийским играм 2016 года потому, что мне по-прежнему хочется достижений. Но для этого придется вернуться и к лучшим методам тренировки. Это методы Боба. Он мастер тактики. Он способен разложить любой стиль плавания, чтобы любой пловец – молодой и старый, новичок и олимпиец – увидел в этом безумии систему. Но назвать Боба тактиком – значит недооценивать его истинное призвание.