Михаил Елисеев - 100 великих битв Средневековой Руси

100 великих битв Средневековой Руси
Название: 100 великих битв Средневековой Руси
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "100 великих битв Средневековой Руси"

«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля» – эти слова Александра Невского доказаны всей нашей историей.

России пришлось пережить множество войн, многие народы и государства пробовали русских на прочность, но Русь устояла. Однако есть войны, оказавшие большее влияние на формирование народного духа, о которых память сохранилась на века, но есть и забытые сражения, воспоминания о которых в памяти народной не сохранились. И тем не менее каждая битва прошлого имела свое влияние на наш менталитет, нашу государственность и нашу историю.

Книга рассказывает о ста самых важных битвах в истории Средневековой Руси.

Бесплатно читать онлайн 100 великих битв Средневековой Руси


© М.Б. Елисеев, 2021

© ООО «Издательство «Вече», 2021

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021

Сайт издательства www.veche.ru

Предисловие

В данной работе речь пойдет о битвах, которые в той или иной степени оказали влияние на судьбу Средневековой Руси. Некоторые события нашей военной истории в книгу не вошли, например Каспийские походы руссов в IX – X вв. Информация о них весьма противоречива, да и конечные цели этих военных предприятий были крайне сомнительны. Что касается походов на Константинополь киевских князей Аскольда и Олега Вещего, то здесь летописи о сражениях с ромеями даже не упоминают. Были грабежи территорий, были хитроумные маневры, но до прямого вооруженного столкновения дело не дошло. И какой тогда смысл помещать эти походы в книгу, где речь идет исключительно о битвах? Поэтому книга начинается сражением при Иероне в 941 г., подробно освещеном как в русских, так и в византийских письменных источниках.

Что касается сражения при Аркадиополе в 970 г., то есть ряд моментов, по которым я не стал включать его в список значимых для Руси битв. Во-первых, русские отряды сражались в составе армии коалиции, куда также входили венгры, болгары и печенеги. Мы не знаем ни имени командующего войсками коалиции, ни имени предводителя русских войск. Если бы это был Святослав, византийские хронисты данный факт обязательно отметили, они четко фиксировали такие моменты. Однако имя киевского князя не называется, вместо него войсками командует «какой-то знатный скиф». Во-вторых, даже если бы коалиция эту битву выиграла, то шансов взять Константинополь, где народу было больше, чем во всей армии Святослава, у киевского князя не было. Без мощного флота овладеть столицей Империи было невозможно, у русских же на море против ромеев шансов не было. Поэтому приходится констатировать, что при любом исходе битва при Аркадиополе не могла иметь серьезных стратегических последствий. Военачальники союзной армии в этом столкновении ничего выдающегося не продемонстрировали и проиграли сражение. Зато византийские стратеги проявили себя с самой лучшей стороны, применив ложное отступление и заманив противника в заранее подготовленную ловушку. Что касается пресловутых битв под Оршей в 1514 г. и при Чашниках в 1564 г., то они имели сугубо тактическое значение и не привели к изменению общей стратегической ситуации. Зато польские и литовские хронисты сильно раздули эти победы, объявив о спасении Европы от варваров-московитов. Поэтому я не вижу никакого смысла разбирать данные сражения.

Сразу оговорюсь, что эта подборка битв отражает лишь мою точку зрения и никоим образом не претендует на истину в последней инстанции.

1. Битва при Иероне (11 июня 941)

О причинах очередной войны между Русью и Восточной Римской империей в русских и византийских письменных источниках информация отсутствует. Весной 941 г. князь Игорь повел ладейный флот на Константинополь. Какова была численность русской рати? Согласно «Повести временных лет», княжеский флот насчитывал 10 000 ладей (31, 84). Аналогичные данные приводит Продолжатель Феофана, пишет об этом и Симеон Логофет: «В июне месяце, 11 числа, в 14 индикт, приплыли росы с воинственными намерениями к Константинополю с десятью тысячами кораблей» (117, 231). Но эти цифры явно преувеличены. Епископ Кремоны Лиутпранд в своей книге «Антаподосис» приводит более достоверную информацию: «Королём этого народа был [тогда] Игорь; собрав более тысячи судов, он пришёл к Константинополю» (19, 97). Отчим Лиутпранда в 941 г. проживал в Константинополе, поэтому был в курсе событий, происходивших как в столице Империи, так и в её окрестностях. Свидетельство Лиутпранда подтверждает Георгий Амартол: «Они приплыли 14 индикта на тысяче кораблей и много зла принесли христианам» (1, 34). Поскольку на ладье могло разместиться до 50 человек, то получается, что Игорь повел на Империю 50 000 воинов. Это были огромные силы.

До конца сохранить свой поход в тайне киевскому князю не удалось, власти в Константинополе, пусть и с опозданием, но были извещены о движении вражеского флота херсонесским стратегом и дунайскими болгарами. Имперские военачальники оказались в затруднительном положении, военный флот действовал против арабов в Средиземноморье, защищать столицу со стороны моря было некому.


Применение греческого огня в морском бою. Миниатюра из «Истории» Иоанна Скилицы


Ситуацию спас базилевс Роман Лакапин, бывший некогда командующим военно-морскими силами Империи. Имея большой опыт ведения войны на море, он не испугался огромного вражеского флота и принял ряд мер для обеспечения защиты Константинополя. По приказу императора были учтены все более или менее пригодные для боевых действий суда в гавани столицы. В распоряжении Романа оказались «15 полуразрушенных хеландий, которые народ оставил [дома] из-за их ветхости» (19, 97). Императора это не смутило, он вызвал корабельных мастеров и отдал им соответствующие приказания: «Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам» (19, 97). Численному превосходству противника император противопоставил преимущество ромеев в области военных технологий. Ставка была сделана на использование греческого огня: «Заслуживают похвалы многие приспособления древних и новых стратигов против вражеских кораблей и тех, кто на них сражается. Таков искусственный огонь, который с грохотом и дымом извергается из сифонов и сжигает корабли» (12, 303). На каждом судне предусматривался один сифон для метания огня, причем во избежание различных недоразумений он был хорошо защищен: «Следует непременно иметь сифон, обычно с надетым на него спереди медным приспособлением, через которое по врагам извергается специально изготовленный огонь. Поверх этого сифона сооружается маскировочный дощатый настил, и сам он окружается изгородью, за которой размещаются солдаты, обученные стрелять по врагам, подступившим спереди, или метать огонь по всему вражескому кораблю – везде, где они сочтут нужным применить это оружие» (12, 294). Своим решением поставить на корабли три дополнительных сифона, Роман увеличил боевую мощь имперских судов в три раза. Император шел на осознанный риск, но другого выхода у него не было. Был ещё один способ поражения вражеских кораблей греческим огнем: «Следует применять и другой метод метания огня – ручным способом, с использованием малых сифонов, применяемых стратиотами из-за железных щитов. Эти сифоны, именуемые ручными, изобретены совсем недавно нашим императорским величеством. Они мечут искусственный огонь в лицо врагам


С этой книгой читают
В истории Второй Пунической войны особое место занимает Африканская кампания римского полководца Публия Корнелия Сципиона. Именно по её итогам Карфаген потерпел окончательное поражение и из мировой сверхдержавы превратился в слабую региональную державу.Судьба войны решилась в грандиозной битве при Заме. В отличие от битвы при Каннах это сражение ничем не обогатило военную науку, но его последствия оказали влияние на судьбу всего Средиземноморья.
Кроме непобедимых скифов, на нашей территории в древности процветало еще одно великое царство – Черноморская держава Митридата VI Евпатора (именем которого названа гора в Керчи и город Евпатория), а в наших жилах течет кровь героев, две тысячи лет назад поднявшихся против Римской Республики Зла. Отважный воин и великий властелин, талантливый полководец и грамотный администратор (знавший 22 языка и способный изъясняться с любым из своих подданных
Александр Македонский, грозный завоеватель, стирающий с лица земли города, и великий строитель, который на захваченных землях возводил их десятками. Жестокий тиран, убивающий своих друзей и заливший реками крови половину Востока, и мудрый правитель, уравнявший побеждённых в правах с победителями. Царь, которого новые подданные считали богом, а соратники – отступником. Так кто же он был, человек, который подобно яркой комете промчался по небосводу
В греко-персидских войнах победили эллины, но если бы победа осталась за персами, история пошла бы по другому пути. Это была война двух цивилизаций, двух военных школ. О строй фаланги разбились атаки персидской конницы и пехоты, а греческие триеры в быстроте и маневренности превзошли корабли персов. Битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях стали легендарными еще в Древнем мире, но многие не менее интересные сражения этих войн остаются в
С начала XVI столетия Средиземное море стало ареной ожесточенных битв между многочисленными эскадрами европейских государств и североафриканскими пиратами, которые получили поддержку Османской империи. Три столетия пираты держали в страхе купцов и жителей поселков Средиземноморья. Внезапные налеты на прибрежные селения имели одну цель – захват пленников для получения выкупа. Ни один человек не мог спокойно заснуть, не опасаясь проснуться в маврит
НОВАЯ книга от автора бестселлера «Линия Сталина» в бою». Подлинная история всех укрепрайонов и оборонительных полос Второй Мировой войны и боевых действий при их прорыве.Линия Маннергейма и линия Мажино, линия Молотова и Восточный вал, линия Сталина и линия Зигфрида, советские и японские укрепрайоны на Дальнем Востоке и т. д. и т. п. – в этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех «китайских стенах XX века» и профессиональный анализ
«Вам все вершины были малы / И мягок самый черствый хлеб, / О, молодые генералы / Своих судеб!» – писала о них Марина Цветаева. Неслыханно молодые по нынешним меркам, невероятно талантливые, отважные и самоотверженные, русские генералы 1812 года покрыли себя на полях сражений бессмертной славой: «Три сотни побеждало – трое! / Лишь мертвый не вставал с земли. / Вы были дети и герои, / Вы всё могли!» 600-тысячную Великую Армию Наполеона победил не
Современная прокси-война, которую против России ведет Запад в лице агрессивного блока НАТО, заключается в отсутствии прямого открытого противоборства. Необходимо понять: старая доктринальная советская основа военной организации устарела; современная война – это война научных знаний и новых технологий. Силы и средства, в том числе человеческий ресурс армии и флота, ничего не решают в новых условиях возможного применения морского, космического и ат
В этом совсем маленьком сборнике, в своих стихах, я оставила все свои чувства и мировоззрения, передала все свои эмоции, вот так безздарно…
Это третья книга из серии познавательных рассказов о законах природы и мироздания. В этот раз вместе с героиней вы отправитесь в прошлое планеты, узнаете, как зарождались гуманистические законы человеческого общества.
«Истинный дар Евтушенко – пронизанные некрасовской музыкой зарисовки с натуры: тягловая «серединная Россия», кочующая по стране в поездах, на пароходах и пёхом. Наблюдательность и неистощимость изумительны! В этом смысле стихи и поэмы Евтушенко – действительно фреска жизни страны в советское время, и подлинна эта картина не только потому, что точны и красочны ее детали, а потому, что включена фактура в душевную драму поэта, который готов раствори
«Поэт – человек, который слышит слово. Слово – это то, что отличает нас от животных. А с другой стороны, поэт – одно из самых древних животных со времен гибели динозавров. Поэт – маленький зверек. В сущности – крыса. Поэт – мелкий хвостатый зверек, который первым чувствует приближение катастрофы. Только бежать с корабля ему некуда. Пусть не будет катастроф. С остальным мы справимся». Дмитрий Воденников В книгу включены объективно лучшие стихотвор