© Судавцов Н.Д., 2025
© «Центрполиграф», 2025
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2025
В историю Кавказа прочно вошло имя выдающегося сына армянского народа, крупного военного и государственного деятеля России XIX века, генерала от инфантерии, члена Государственного совета Российской империи, начальника Главного гражданского управления Кавказского наместничества, князя Василия Иосифовича (Осиповича) Бебутова. Его жизнь неразрывно была связана с Кавказом не только по рождению, но и по тем делам, которые он совершил здесь.
Родившись в конце XVIII века в городе Тифлисе, он оказался первым представителем закавказского дворянства, окончившим в столице России Петербурге привилегированный 1-й Кадетский корпус, в котором учились дети высших сановников Российского государства, а также российских императоров. Получив всестороннее, хорошее по тем временам военное и светское образование, Василий Иосифович всю свою жизнь посвятил беззаветному служению своему многострадальному народу, родине, России.
На Кавказе он родился, вырос и сформировался как крупный и признанный военный и государственный деятель. Здесь он вошел в число выдающихся людей не только Кавказа, но и России.
Будучи человеком долга и чести, он все свои силы отдавал беззаветному служению делу и Отечеству. Современники Василия Иосифовича очень высоко отзывались о нем, подчеркивая, что он сочетал в себе высокие нравственные и деловые качества человека, руководителя военного и гражданского ведомств, постоянно проявлявшего заботу о своих подчиненных независимо от их положения на служебной и социальной лестнице. И это создавало ему высокий авторитет и глубокое уважение окружающих. В то же время он проявил себя как выдающийся полководец на полях сражений, добиваясь победы с наименьшими потерями.
Память о генерале, князе Василии Иосифовиче Бебутове навсегда осталась не только среди армян, но и других народов Закавказья, как мудрого руководителя, обаятельного человека и интернационалиста по своим убеждениям и подходам при решении острых межнациональных вопросов.
О Василии Иосифовиче Бебутове не так уж много известно потомкам, поскольку о нем написано немного. После него почти не сохранилось личных архивов, воспоминаний, осталось незначительное количество документов, в основном официального характера, писем. Будучи человеком скромным, он не гонялся за славой, не стремился запечатлеть свой образ для истории. Василий Иосифович работал самоотверженно до последних дней своей жизни на благо людей, во имя своей родины, своего народа, России, и для написания мемуаров у него просто не было времени.
Автор, не претендуя на всесторонний показ личности В.И. Бебутова и полноту изложения, на основе документов, материалов, публикаций, мемуаров тех, кто был рядом с ним, вместе работал, свидетельств его современников, попытался хотя бы в какой-то мере восполнить этот пробел.
Василий Иосифович (Осипович) Бебутов родился 1 января 1791 г. в городе Тифлисе, в семье, принадлежавшей к числу немногих почетных княжеских фамилий, вышедших из Армении и занявших видное место в ряду княжеских родов Грузии. Его предки были вынуждены покинуть родину из-за того, что там подвергались постоянным гонениям и преследованиям со стороны персидских завоевателей.
Переселившись в христианскую Грузию, род князей Бебутовых, благодаря добросовестной и верной службе, вскоре занял достойное место при дворе грузинских царей. Представители этого рода занимали важные административные должности в грузинском государстве и столице – наследственных правителей города Тифлиса (меликов) и егермейстеров (мискарбашей).
Прадед князя Василия Ашхар-бек, мелик города Тифлиса, был умерщвлен турками за его преданность грузинскому царю Теймуразу II. Дед Василий (иначе Мелик-ага) за участие в походе персидских войск в Индию, где отличился в боевых действиях, удостоился высокой чести – звания мискарбаши. Затем, в царствование Ираклия, он занимал высокую административную должность тифлисского мелика и заслужил всеобщее уважение окружающих.
Несмотря на преданность грузинскому престолу, милостям, которые им оказывались, князья Бебутовы жили надеждой на то, что придет время, когда армянский народ освободит свою землю от завоевателей и станет свободным. Поэтому они постоянно ориентировались на православную Россию как на государство, которое, по их мнению, способно было защитить христиан-армян и грузин, от посягательства турок и персов, обеспечить им спокойное существование без постоянного страха за свою безопасность, жизнь родных и близких. Они считали, что только христианская Россия поможет армянскому народу освободиться от ига завоевателей и обрести истинную свободу. Поэтому князья Бебутовы с большим вниманием следили за тем, как крепло Российское государство, упрочивалась их надежда на обретение свободы. С воодушевлением они восприняли заключение трактата между Грузией и Россией в Георгиевской крепости в 1783 г.
С трактатом князья Бебутовы связывали реальную надежду на скорейшее освобождение армянского народа от иноземного ига и обретение им свободы. Они считали, что с помощью русских не только будет защищена Грузия от персов и турок, но приблизится и день освобождения их многострадальной родины Армении.
Отец Василия, Осип Бебутов, пошел по стопам отца и деда. Сначала он был казначеем при грузинском царевиче Иулоне. А когда в Грузии появились русские, неоднократно вместе с грузинами и армянами участвовал в боевых действиях против турок и персов в составе русских войск, пришедших в Закавказье на помощь согласно Георгиевскому трактату. В этих условиях рос и воспитывался Василий Бебутов.
Как и все дети рода князей Бебутовых, Василий был окружен любовью и вниманием родных и близких. В семье строго придерживались армянских традиций. Патриархальная национальная связь армянского народа отражалась в малом его мире – семье.
Окружающие отмечали, что у армян была сильна внутренняя национальная связь. Малая часть армянского народа жила на родине. Значительная часть его была разбросана по Азии и Европе. Несмотря на это, армяне имели дружескую и крепкую связь с Родиной. Где бы армяне ни находились, не была сглажена их национальность, нигде они не слились с народами, среди которых жили. Семейное послушание составляло крепкую связь, и продолжительное согласие между пятью или шестью молодыми женщинами возможно у армян из-за особого воспитания женского пола. Положение армянской женщины было не сравнимо с положением женщины на Востоке. Она была равноправна с мужчинами. Религиозная идентичность составляла сильнейшее начало армянской национальности. Это было одной из главных причин отложения армян от православия и образования особого григорианского исповедания.