Ещё лет десять назад термины: манипуляция, абьюзивные отношения и газлайтинг ‒ являлись чем-то чуждым в нашем восприятии. Что стало причиной распространения подобных явлений? Отсутствие понимания схем воздействия. Каждый случай индивидуален, но есть характерные качества, которые свойственны жертвам подобных обстоятельств.
В начале игры агрессор делает максимум для того, чтобы заслужить доверие жертвы. Выясняет обстоятельства жизни, много слушает, задаёт наводящие вопросы, под предлогом заинтересованности личностью. Незаметно исключает из круга общения близких людей, сужая радиус социальной активности жертвы. Создаёт новый круг интересов, фиксированный на основах его правил, стирает фундаментальные основы ценностей, заменяя новыми категориями. В ход идут приёмы и методы с расслаблением инстинктов самосохранения и бдительности. Эмоциональные качели отвлекают потенциальную жертву от наблюдений за объективной реальностью. Врываясь в жизнь яркой вспышкой, искусно подсаживает жертву на зависимость от его заботы, комплиментов, ласки, проявлений любви. Если я продолжу описывать схему действия манипулятора, книга превратится в руководство. Но я подняла эту тему не для того, чтобы научить манипуляторов новым методам.
Жертва абьюзера не сразу осознаёт свой статус в отношениях. Долго упирается в осознании роли агрессора в своей жизни. Пытается сделать максимум для соответствия ожиданиям манипулятора. Путает созависимость с любовью и искренне верит в ту реальность, которую нарисовал партнёр.
Рада, если для вас данный текст нечто из разряда фантастики. Эта книга посвящается тем, кто столкнулся с опытом абьюзивных отношений. Не важно, на какой стадии осознания находитесь вы. Понимание того, что ваш случай не уникален и многие жертвы смогли преодолеть последствия влияния, поможет найти выход из ситуации.
Предпочитаю форму художественного произведения для повествования. Так легче нивелировать степень душевной боли. Все персонажи вымышленные, любое совпадение с реальностью ‒ случайно.
Крупицы снега падали на воротник пальто.
Зябко.
Промозглый ветер ударил в спину, подгоняя в сторону автобусной остановки.
Год назад Алиса жила в своём зазеркалье и уверенно разъезжала по городу на серебристом Порше. А сегодня, зажав в руках синюю карточку «тройка», торопится успеть на очередное собеседование и не пропустить 415 автобус.
На конечной остановке уже толпится народ. Светает зимой поздно. Чувство постоянного недосыпа покачивает тело слабостью. Поток пассажиров волной заносит в автобус, где от холода окна покрыты изморозью.
Наушники с аудиокнигой по личностному росту помогают отвлечься от галдежа. Алиса согревает дыханием стекло, чтобы созерцать в маленьком островке окошка окружающий мир. Ей чужда компания пассажиров общественного транспорта. Это временно, она обязательно вернётся в свой привычный элитарный мир.
В пробке, в уютных авто пассажиры заняты своими делами. Девушка погружается в воспоминания. Скрипящая боль обволакивает душу. Глаза предательски наполняются влагой.
«Кому ты нужна? Ты посмотри на себя, уродина!» ‒ болезненные воспоминания врываются в мысли, перебивая голос чтеца книги. Она сама без боя отдала свои достижения, только бы не слышать снова мерзкие слова бывшего мужа.
Девушка не помнит, какое по счёту собеседование за последние полгода, но это единственное, что помогает ей отвлечься от пережитой боли.
Как жаль, что рядом с ней вовремя не оказалось близких, которые смогли бы открыть ей глаза. Или она бы их просто не услышала…
Обрывки воспоминаний яркими кадрами отвлекли от реальности Алису.
― Алиса, ты точно решила уволиться? ― начальник смотрит с недоумением на перспективного сотрудника финансового отдела.
– Михаил Николаевич, я хочу открыть своё дело! ― отвечает она с уверенностью в своей мечте.
– Сейчас, в период кризиса? ― он обескуражен наивностью сотрудницы, которая всегда отличалась аналитическим складом ума.
– Не волнуйтесь, я абсолютно уверена. Есть бизнес план, и банк одобрил мне кредит, ― глаза Алисы блестят от предвкушения новой жизни.
– Зачем тебе кредитование, если ты можешь спокойно поработать ещё год у нас и отложить нужную сумму? ― собеседник напряженно сосредотачивается от того, что не узнаёт свою подчинённую.
Девушка с недоумением смотрит на Михаила Николаевича: что может быть лучше свободы от графиков и режима? Сама себе начальник.
– Я уверена, не волнуйтесь за меня! ― протягивая документ, отвечает она. Любимый предупреждал, что её будут убеждать остаться.
Седовласый мужчина вглядывается в глаза подчинённой и подписывает заявление об уходе.
– Зайди в отдел кадров. Я премию тебе начислил. Искренне жаль расставаться с перспективным сотрудником.
Алиса, получив расчёт и премию, пересчитывает купюры, убирает в кошелёк. Выбегает на улицу, где её ожидает вторая половинка. Девушка счастлива! Ей удалось наконец-таки встретиться с человеком, с которым они вместе строят планы и мечтают. А самое главное, он так бережно относится к ней и говорит о желании завести совместных детей.
Идея открыть собственное дело поглощает её всецело: как один из начальных пунктов реализации их плана.
– Любимая, как всё прошло? ― с улыбкой спрашивает Ипполит, ожидающий на выходе, обнимая Алису.
– Всё хорошо! Мне даже премию выдали! ― девушка подпрыгивает от радости, целуя мужчину в щёку.
– Какая ты у меня умничка! ― Ипполит нажимает кнопку разблокировки дверей в своём внедорожнике. ― Я знал, что ты справишься! В ресторане столик нам забронировал. Едем отмечать.
Алиса верила, что когда-нибудь Вселенная услышит её мольбы о семье, муже и детях. Она так долго хотела выйти замуж. Что только она не делала для этого: посещала женские тренинги, ездила по монастырям, прошла терапию психолога, сняла венец безбрачия у деревенской знахарки (по совету знакомых).
Ей тридцать лет, но детей и семьи у неё нет. Была только изнуряющая работа, приносившая стабильный заработок, квартира в ипотеку и абиссинский кот, которого знакомые попросили приютить на неопределённое время, в связи с рождением ребенка.
Когда Алиса взяла кота на передержку, подумала: это однозначно знак ‒ добрые дела всегда замечает Вселенная и помогает тем, кто их совершает. Ребёнок у знакомых рос, а кота забирать так и не планировали. Алиса не переживала, она сама привязалась к Генриху.
Генрих был ярким представителем своей породы. С клубной метрикой и характером истинного абиссина. Глубоко посаженные косые янтарно-золотые глаза, поджарое тело, длинные стройные лапы, хорошо развитый интеллект. И вёл он себя абсолютно по нормам для своей породы. Если сказать проще ‒ являлся верхолазом. Поэтому, когда это золотистое чудо пялилось своими косыми глазами на Алису по утрам со шкафа купе ― это девушку совершенно не смущало. Главное, чтобы не прыгал на неё сверху во время сна.