В русской душе есть благоговейная вера в милость вездесущего Бога: «Господь близ», и потому ей, верующей душе, доставляют отраду все свидетельства о деяниях и чудесах, которые дано было творить людям, исполнявшим заповеди Божии: пророкам, апостолам, мученикам, преподобным, бессребреникам и блаженным.
Но чем блаженные отличаются от остальных угодников Божьих? «Блаженный умом пребывает в молитвенном общении с Богом. Так называют людей, исполняющих заповеди Господни. Так называют и юродивых Христа ради: они могли зимою ходить почти без одежды и босиком, пророчествовали, смело обличали пороки сильных мира сего, совершали чудеса» (Священник Ярослав Шипов).
Почитание блаженных восходит к евангельским заповедям блаженства, которые даны христианам в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Блаженным названо состояние духа тех, кто войдет в Царство Небесное. В их числе – нищие духом, то есть люди, имеющие крайнюю нужду в Боге и усердно просящие Утешителя подкрепить их божественной благодатью. За внешней странностью и нищетой юродивые Христа ради скрывали духовные дары: прозорливость и целительство различных недугов душевных и телесных. Таковы были святые Ксения Петербуржская и Матрона Московская, блаженный Василий Московский и блаженный Андрей Христа ради юродивый, а также блаженный Лаврентий Калужский, который чудесной силой помог князю одолеть агарян на поле брани.
На Русской земле блаженные жили подобно Христу, «не имея, где главу подклонить». Они привлекали внимание непонятным смирением и необъяснимой для обыкновенных людей близостью к Богу, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6; 1Пет.5:6)
Были у них и гонители, и такие, кто с недоверием относился к прозорливцам, а потом оказывалось, что все их слова в точности исполнялись.
Блаженных не так много в нашей истории и далеко не все прославлены в лике святых. Некоторые исследователи считают, что это явление чисто русское, как и старчество.
К числу таких необыкновенных людей, в которых сам верующий народ узнавал действие благодати Божией, относилась и блаженная Александра, проживавшая в Воскресенском уезде Московской губернии в окрестностях села Онуфриево. Мы не знаем ее отчество и фамилию, да и вряд ли узнаем теперь. Годом ее рождения приблизительно можно считать 1885-й. Одна из местных жительниц, ныне уже почившая Мария Ефимовна Кузнецова, говорила о ней так: «Ходила по деревням и сама, и по приглашению. Оказывала помощь при болезнях и в неурожайные годы, когда была угроза голода. Люди шли к ней со всей округи и всегда получали просимое. Через человека, угодного Господу, действовал неиссякаемый источник божественной любви и благодати».
Народное почитание блаженной Александры ширилось и после ее кончины. В год двух революций (февральской и октябрьской) многие русские люди жили с ощущением всеобщей страшной беды. В марте известие о так называемом отречении государя Николая II ошеломило всех верных Царю и Отечеству. «По щекам старых солдат текли слезы», – вспоминал один из белых генералов. В сражениях Первой Мировой войны солдаты с готовностью проливали кровь за Царя и Отечество, но не пожелали умирать за господ министров. А в октябре 1917 года Россия была поставлена буквально под прицел безумцев, обожествивших «свободу без креста».
Блаженная Александра не захотела жить при безбожной власти. Так она и сказала: «Не буду жить при новой власти». Ее похоронили при Успенской церкви села Онуфриева под тремя крестами, принесенными на место ее упокоения почитателями из Онуфриевского прихода, а также из Можайска и Волоколамска.
Из духовного краеведения
2/15 марта, святой царь-страстотерпец Николай Александрович был отстранен от царской власти, в это время в селе Коломенское явилась икона Державной Матери Божией, где Пресвятая Богородица через явление иконы открыла свое благословение для всех верных чад Церкви Христовой, взяв их под свой покров.
Свидетельства о чудесах блаженной Александры собраны относительно недавно, в преддверии нового тысячелетия, когда перед нашими современниками стало раскрываться огромное духовное наследство, корни которого лежат в глубине православной веры. Одна из немногих местных старожилов, близко знавших блаженную Александру, была Мария Ефимовна Кузнецова (в девичестве Красильщикова). Бог даровал Марии Ефимовне талант рассказчицы, цепкую память и мудрость, удивлявшую всех, кто с ней общался. Уже в преклонном возрасте баба Маня поведала миру о жизни и чудесах блаженной Сашеньки. Свидетельства были записаны корреспондентами газеты «Русь Державная». Писательница Марина Кравцова в 1998 – 2001 годах опубликовала рассказы о блаженной Александре в разных изданиях.
Новая книга из серии «Неугасимая свеча», посвященная столетию памяти блаженной Александры, устанавливает нашу духовную связь с православным прошлым Истринского края.
Вседержитель Господь открывает нам рабу Божью Александру как свою угодницу, ибо пример ее жизни, протекавшей не в келье, а на большом церковном приходе, может преобразить души людей, наполнить их состраданием и правдой, духом любви к храму и богослужению.
Знаком ее блаженного, безгрешного жития на Истринской земле было и то, что верующие женщины, матери-хозяйки принимали Сашеньку в своих домах как дорогую гостью и оставляли на ночлег. Ее ласке и вниманию радовались как Божьему благословению: «Сашенька погладит по головке, помолится, и, глядишь, ребеночек станет здоров».
О святости жизни девицы Александры свидетельствует ее нелицемерное отношение к людям и чистота души, позволявшая видеть человеческие сердца. От Сашеньки невозможно было утаить греховную мысль – узнает и «не примет». Она не всякого принимала, но в этом отношении не было лицемерия – греха, наиболее часто порицаемого Спасителем. Иисус Христос не гнушался болящими, нищими, блудницами, даже бесноватыми, однако обличал лицемеров. Что же такое лицемерие? Это надменность в маске безгрешного судии. Это презрение, которое есть «ненависть в состоянии покоя». «Истинный святой подвижник ненавидит грех, но не грешников. Книжники и фарисеи, мнимою святостью надменные, гнушались грешниками; оттого и укоряли Апостолов: «почто со грешники Учитель ваш яст и пиет» (Мф.9,11). Но Христос, святых Святейший и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Тому последуют и святые рабы Его, которые грехов отвращаются, но не грешников: грех ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут». (Святитель Тихон Задонский).