Развивайте свою способность любить
Прекрасны те души, которые универсальны, открыты и готовы ко всему.
М. МОНТЕНЬ
Однажды, ранним утром, Малькольм Маггеридж провожал мать Терезу на Калькуттский вокзал. Они шли по улицам, заполненным спящими бездомными Индии.
«Поезд тронулся, – рассказывал он, – и когда я покидал вокзал, мне показалось, что я как будто оставляю за собой всю красоту и всю радость вселенной. В матери Терезе отразилась частица вселенской Божественной любви».
Частица вселенской Божественной любви отразилась и в Маггеридже. Ибо те люди, которые воплощают живое пламя любви, по сути, являются «преобразователями»: они преобразуют все, с чем соприкасаются. Если взять Маггериджа, то этот английский журналист, непробиваемый агностик, полностью переменился в результате бесед с матерью Терезой, у которой он впервые брал интервью в 1960-х. «Для меня, – писал он, – мать Тереза представляет собой, в сущности, любовь в действии… В окружающей тьме, она – горящий и сияющий свет».[1]
Вы тоже можете стать проводником преобразующей любви, «преобразователем», и не важно, кто вы и каково ваше призвание. Вы можете тронуть другое сердце и еще многие сердца, ожидающие именно вас, – души, которые могут отозваться только на уникальное выражение вашего сердца.
Когда вы это осознаете, для вас не будет более важной задачи, чем развитие способности к любви. Один из учеников Гаутамы Будды однажды спросил у него: «Верно ли будет сказать, что часть нашего обучения направлена на развитие любви и сострадания?» Будда ответил: «Нет, так говорить было бы неверно. Правильно надо было бы сказать, что все наше обучение совершается для развития любви и сострадания».
Апостол Иоанн сказал, в сущности, то же самое в прекрасном толковании любви: «А заповедь Его та, чтобы мы… любили друг друга, как Он заповедал нам… Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Если Бог есть любовь, а мы были сотворены по образу и подобию Божию, как говорят нам и книга Бытия, и священные писания Востока, тогда и мы, по глубочайшей нашей сути, тоже являемся любовью. Бог создал мир, чтобы мы – и Он – могли испытать множество чудес той любви.
Поэтому многие, если не все, решающие моменты нашей жизни вращаются вокруг врожденной потребности дарить и принимать любовь. Когда мы сокрушаемся о том, что нас недостаточно ценят или уважают, или даже жалуемся на низкую самооценку, в действительности нам просто не хватает любви. Когда мы чувствуем, что вынуждены пуститься в извилистый, с множеством поворотов, путь по лабиринту жизни, каким бы мучительным он ни был, это происходит потому, что мы еще раз хотим испытать Божественную любовь, что сродни нашей душе.
Лабиринт ведет нас через высокие вершины и заставляет спускаться в глубокие ущелья нашего внутреннего ландшафта. Этот ландшафт формируется нашей кармой – последствиями тех решений, которые мы принимали в прошлом, делая выбор: любить или не любить. Всякий раз подходя к развилке пути, мы снова оказываемся перед лицом выбора – любить или не любить, открыть свое сердце и поделиться нашими дарованиями с другими или закрыть двери, сделав вид, что никого нет дома.
Так как наш путь не всегда легок, временами мы выбираем более безопасную, нижнюю дорогу, чтобы перевести дух. И случается, что никогда уже не возвращаемся на верхнюю. Это легко понять. Возможно, нас глубоко ранили в этой или прошлой жизнях и теперь мы не хотим раскрывать свои сердца, чтобы не оказаться вновь отвергнутыми. Возможно, мы обижены на других или даже на Бога из-за потери любимого человека. А может быть, мы чувствуем вину за свои собственные недостатки и убедили себя в том, что не заслуживаем любви.
В некоторых случаях мы бессознательно окружаем себя стеной. Мы уединяемся в замке своего сердца и возводим вокруг этого замка укрепление за укреплением, чтобы не подпустить никого к себе слишком близко и самим тоже не подходить ни к кому. Но эти укрепления изолируют нас и от того, чего мы так страстно жаждем – сокровенного переживания моментов, когда мы дарим и принимаем любовь.