⠀
Аля. Девочку звали Аля. И девочка, как это ни странно, жила на острове. Остров назывался Танера Мор – так и назывался двумя словами. А вокруг был настоящий Северный Атлантический Океан. Ну, конечно, она жила не одна. Дети одни не живут на островах. Девочке было пять лет. Заканчивался август, было тепло, хотя этот остров был в океане около Шотландии, и там даже когда тепло, – то прохладно, а когда прохладно, – то холодно, а когда холодно, – то очень холодно. Но Аля привыкла.
Конечно, Аля жила с мамой и с папой. У них был маленький домик. В этом месте в Шотландии деревья не растут, поэтому вокруг были только кусты, мох и сплошные камни. Родители занимались хозяйством, у них были овцы, которые паслись на этом острове. А папа занимался ещё и рыбной ловлей. На острове была маленькая бухта. Ты знаешь, что такое бухта? Это маленький залив, куда заходят лодки, чтобы спрятаться от волн.
Конечно, они жили на острове не одни. На острове жило еще две семьи – тоже мама с папой и еще мама с папой. Но у них были мальчишки, и мальчишки были большие, то есть уже в таком возрасте, когда они помогают своим родителям по хозяйству – во время каникул, конечно. Раньше на острове жило много семей, поэтому тут и там остались от этих семей каменные дома без крыш, окон и дверей. А когда на острове родилась Аля, там жило всего три семьи. Остров был небольшой. Если взять и идти по всему его берегу, то можно его обойти может быть за час или за два, в зависимости от того, прыгать по камням быстро или медленно.
Конечно, на острове у всех были машины, но эти машины были без номеров. Зачем номера, когда на острове нет дорог. Этими машинами пользовались просто для хозяйственных целей. Например, на лодке привезли что-нибудь в бухту, разгрузили в машину и повезли к себе домой.
Аля тут жила с самого детства, и она привыкла к тому, что она целыми днями одна, потому что мальчишки всегда были старше неё. И даже когда она была совсем маленькая, они уже ходили в школу. И сейчас, когда осень, зима или весна, мальчишки не живут на острове, они живут на большой земле и ходят там в школу. Поэтому, с точки зрения Али, остров был её полностью. Взрослые не в счёт.
Аля очень удивлялась, почему её родители так мало разговаривают с родителями этих мальчиков. Вообще в Шотландии каждая семья принадлежит какой-то своей определенной группе. Группа называется Клан. Алина семья принадлежала к клану Страчанов, а те две семьи принадлежали к другому клану. Поэтому те две семьи друг с другом общались, но тоже мало. У каждого клана в Шотландии своя ткань со своим узором. Аля знала, что у них дома в сундуке хранится из ткани с таким узором юбка для Али, юбка для мамы и юбка для папы. Да, папина юбка называлась только не юбка, а по-другому – килт. На самом деле Аля считала, что это всё просто юбки. Она совершенно спокойно относилась к тому, что всем иногда удобнее ходить в юбке. И почему тогда папа не может ходить в юбке? А иногда всем удобнее ходить в штанах.
Аля всё время думала, почему все три семьи не встречаются и не сидят за общим столом. Это же так весело. Но мама как-то ей объяснила, что представь себе, Аля, если мы вдруг возьмем и за этим застольем, когда будем сидеть вместе, вдруг мы поссоримся. Как нам жить, если мы поссорились, когда мы живем на одном острове? Поэтому, когда семьи живут на одном острове, они стараются друг с другом много не общаться. Тем более наши дома далеко, мы друг друга не видим. Остров достаточно большой, чтобы мы вообще друг с другом не пересекались. Мы помогаем друг другу привезти продукты и всё.
Конечно, они жили на этом острове не изолированно. У них была своя лодка, они часто ездили на большую землю. Плыть было недалеко, ну, может быть, километра два. Большая земля была видна отсюда, и там ночью загорались огоньки, в отличие от их острова, где ночью было совсем темно, потому что на острове не было электричества. На острове у каждого дома был свой генератор. Когда нужен был свет, они вечером включали генератор, и он тарахтел. А потом, когда все ложились спать, генератор выключали. Электричество для холодильников получалось из аккумуляторов. А так генератор у каждой семьи был свой. Он потарахтит, и всё. И никаких, конечно, не было уличных фонарей, потому что не было и дорог. Аля вечерами часто смотрела в окно на огоньки дальней большой земли и думала, как хорошо, наверное, там, где огоньки, и как у нас тут скучно.
Мама с папой, конечно, всегда брали её с собой на большую землю, потому что в городе Полгласс, который был ровно напротив их острова, на берегу жил брат мамы и жила сестра папы. У них были свои семьи, и Аля к ним ездила, иногда проводила с ними даже несколько дней. Почему такое случалось? Потому что иногда были большие волны. А когда большие волны, то нельзя было взять и вернуться обратно на остров, потому что лодочки были очень маленькие у всех трёх семей.
Поэтому часто в непогоду все три семьи жили на острове в окружении большой земли, но как бы взаперти. Со всех сторон была видна большая земля. Можно было взять бинокль, посмотреть и увидеть, что со всех сторон есть дома, есть дороги и есть машины, которые ездят по этим дорогам, но до них нужно было плыть два или три километра. Большой земли не было только на западе от их острова, там был необитаемый островок Танера Бег и ещё несколько совсем мелких островков. А за ними уже океан до самой Америки или Гренландии. Если была плохая погода, то не на чем было переплыть пролив до большой земли. Не было таких кораблей у этих трёх семей. Мама с папой всегда переживали, а вдруг что-нибудь случится с Алей или с ними в такой момент? Как они тогда доберутся до большой земли, до больницы, например? Поэтому давно-давно правительство сделало у них вертолетную площадку на тот случай, что, если вдруг что-то случится, то прилетит вертолет, например, с врачами и окажет какую-то помощь. Один раз он и прилетал, когда корова не могла родить телёнка. Прилетел ветеринар и помог. И улетел. И больше вертолётов не было.