В одном земном Королевстве жили-были Король с Королевой, жили, не тужили, была у них богатая казна, драгоценностей разных полна. Дороже всего из сокровищ был Королеве голубой топаз, что освещал мягким светом всё Королевство, незримый, световой, защитный купол над ним создавал, Короля с Королевой оберегал, Мир хранил, Лад привлекал.
Хранительницей сокровища сего была крылатая Любава. Король с Королевой её очень ценили, потому как голубой топаз, сливаясь светом своим с сиянием крыльев Любавы, излучал тот самый незримый свет, который всё Королевство от бед и напастей разных оберегал.
Сиял топаз, сияли и крылья Любавы, Короля с Королевой радовали, обогащали, дни их солнечными и ясными сотворяли.
Жил за тридевять земель, за высокими горами, в своём змеином логове трёхглавый ленивый змей, с ведьмой дружбу водил и всё момента выжидал, когда мог на Королевство напасть. Мечтой его было: разрушить дворец Короля, Любаву в темницу заточить, и там её уморить, голубой топаз испоганить, вогнать Королеву в тоску, в одиночестве оставить, чтоб затосковала она, а сад, что в Королевстве том процветал, яркими красками сиял, серым и невзрачным сделать, дабы цветы в нём погибли, яблони плодоносить перестали, да сорняками всё поросло.
Вот настала пора Любаве в мир проявиться, укрепиться да возрасти, не только в пределах дворца и сада королевского пребывать. Стала она за пределы дворца выходить, пошла как-то в чисто поле прогуляться, светом солнечным налюбоваться, ромашек да колокольцев полевых набрать.
Змей треклятый ухо востро держал, был труслив, сам нападать не решился – ведьму подговорил, заговор с ней учинил, о прогулке Любавы ей сообщил, и вот что они сотворили.
Подул в поле ветер недобрый, тучи небо заполонили – это из соседнего государства летела та самая ведьма на своём помеле, узрела Любаву в поле, позавидовав её молодости, силе и красоте, помелом своим махнула и сотворила вихрь. Вихрь Любаву закружил и унёс её за тридевять земель в логово трёхглавого змея. Обрадовался змей и в тот же миг на Королевство напал, дунул своим горячим дыханием, и повяли цветы в королевском саду, потускнели грани топаза, трещины на гранях его появились, неприступные стены дворца рушиться начали, дворец вскоре обветшал, ветхой хижиной стал.
Погоревали Король с Королевой, да делать нечего – жить как-то надо. Остался от их богатства серый ослик, курочка ряба да рыжий кот, что счастье Королевы берёг, в наследство от прабабки ей достался, сказки да колыбельные дивные на ночь намурлыкивал, славно мышей ловил, Королеву сильно любил. Королевская казна захлопнулась и не открывается, как не пытались Король с Королевой положение своё поправить – ничего у них не получается.
Делать нечего, стали они жить в хижине, огородик разбили, сажали овощи, так и выживали, хорошо хоть яблони плодить не перестали. Вскоре попривыкли Король с Королевой, смирились, благо оба трудолюбивыми были. Курочка им яички несёт, ослик помогает землю вспахивать, кот сказки дивные Королеве на ушко напевает, солнышком тёплым сердце её согревает, в тоску и печаль упасть не даёт. Так и жили-поживали, вестей о Любавушке ожидали, гонцов во все края Земли с розыском посылали, да только никто не мог Любаву найти, вестей о ней не было ни с одной стороны.
Много ли мало ли времени прошло, как-то шёл мимо бравый солдат Иван, что когда-то верно Королю с Королевой служил, а потом был отпущен Королём на вольные хлеба.
Королева как раз печь от сажи чистила, постучал солдат в двери хижины, водицы испить попросил. Королева вся чумазая, в саже перепачканная, руки о передник вытерла, лицо обтёрла, дала бравому солдату ведро да попросила его воды с колодца во дворе в хижину принести, самому напиться и ей заодно подсобить.
Солдат на неё глядит и не узнаёт – вроде и знакомым ему облик хозяйки кажется, а вроде и нет. Помнил он, как двенадцать лет назад в этом месте стояла не хижина, а дворец белокаменный, вспомнил и о том, как красив был королевский сад, Королеву с Королём тоже припомнил да давай расспрашивать хозяйку, что да как произошло, что сиё место до такого запустения довело.
Королева умылась колодезной водицей, что солдат принёс, сажу с лица отмыла, выставила на стол чугунок с картошкой, служивого накормила, кваса ему налила, а тут и Король с охоты вернулся, утку подстреленную на обед принёс.
Увидел Иван Короля, узнал и его, и Королеву, которым когда-то давно на службу верную присягал. Рады все были новой встрече. Королева, развернув платок, показала бравому солдату голубой топаз, что весь помутнел, о Любаве рассказала да поведала о том, что ни один гонец не может её сыскать, что не знают они с Королём, как своё Королевство поднять. Как беда у них стряслась, так все подданные и разбежались, одна надёжа теперь на бравого солдата – может, он поможет Любаву вернуть, а без неё Королевству не подняться.