Ам Тракт. Материалы по колонии меннонитов
Памяти моего прапрадеда Корнелиуса Андреса (1861-193?) и его жены, прапрабабушки Юстины Катарины урождённой Нейфельд (1864-1930), жившим в селении Остенфельд и всем меннонитам колонии Ам Тракт посвящается.
Фактическое становление колонии Ам Тракт в Заволжье началось в мае 1853 года с приезда уполномоченных от меннонитов из Западной Пруссии Клааса Эппа-старшего (1803-1881) и Иоганна Валля (1793-1860) для выбора участка будущих поселений. Название «Ам Тракт» закрепилось позже из-за расположения на бывшем солевозном тракте, а тогда это были меннонитские селения Гансау, Кёппенталь, Линденау, Фрезенгейм, Гогендорф, Лизандергей, Орлов, Остенфельд, Медемталь и Валуевка, образовавшие Малышинскую волость в Новоузенском уезде Самарской губернии (сегодня Энгельсский район Саратовской области). У разных авторов и в разное время можно встретить написания «менониты», «менонисты», «меннонисты» и «меннониты». Поскольку название происходит от имени Менно, то более правильное написание, – меннониты. Я решил объединить информацию о колонии Ам Тракт, потому предлагаю читателю ознакомиться с текстами и документами, размещёнными в данном сборнике и переданные максимально близко к оригиналу, в период от основания первых поселений и до 1921 года.
В 1536 году католический священник Менно Симонс (1496-1561, можно встретить 1492-1559/1561) переходит в анабаптизм. Что сегодня обыденно, то в XVI веке было революционным, зачастую просто не укладывалось в головах ещё Средневековых жителей Европы. Отделение церкви от государства, демократическое церковное управление, добровольное членство в церкви и т.д. легли в основу нового учения. Спасение человека возможно только через веру, которая выражается в реальных делах и следовании за Христом, а главное в сопротивлении всякому насилию. Только добро порождает добро, даже на причинённую тебе обиду не стоит отвечать взаимностью. Идея пацифизма шла вразрез со службой в армии, что заставляло людей сниматься со своих мест в поисках свободы вероисповедания и начинать свою земную жизнь с чистого листа, порой в худших климатических, экономических и культурно-бытовых условиях. Например, основание будущей колонии Ам Тракт было в безводной Заволжской степи, где, кроме скудной почвы, частой причиной неурожаев была засуха, вредили суслики и налёты саранчи.
Деятельность католической инквизиции и светских властей, пытавшихся принудить к военной службе, толкали последователей Менно Симонса к постоянной миграции. С середины XVI века складывается меннонитская община, преимущественно выходцами из голландских и северогерманских земель, в Мариенвердской низменности (современные города Гданьск, Эльблонг, Мальборк в Республике Польша). Меннонитам принадлежит заслуга в создании цветущего края на месте болот и непроходимых лесов. Привилегированное отношение к меннонитам в Речи Посполитой было вплоть до первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией в 1772 г. После второго раздела 1793 года, по которому Данцигский округ вошёл в состав Пруссии, оставшиеся меннонитские общины оказались под прусскими правителями. Ухудшение положения общин, несмотря на сохранение вероисповедания, стало поводом для миграции с благоустроенного ими непосильным трудом края. В первое время по своему поселению в Заволжье меннонитам пришлось жить в землянках, вырытых по оврагам, рыть колодцы глубиной в десятки метров, чтобы добыть воду для себя, скотины и полива огородов.
Первые меннониты в Российской Империи появились в 1789 году по приглашению Императрицы Екатерины II. Регион заселения – новые земли Новороссии (обширный регион в Северном Причерноморье, присоединённый к Российской Империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века), нуждавшиеся в поселении и освоении. Главное, что привлекло меннонитов – свобода вероисповедания, освобождение от военной (до принятия Манифеста о введении воинской повинности 1/13 января 1874 года) и гражданской службы. Другим важным фактором было малоземелье, поскольку общины разрастались и для молодых поколений не хватало пригодных свободных участков земли, которые возможно было приобрести только отслужившим в прусской армии. Нехватка земли и в дальнейшем приводила к социальному расслоению, появлению радикальных течений среди нуждающихся в земельных наделах меннонитских общин и в то же время способствовало появлению новых дочерних колоний на Востоке Российской Империи. Некоторые отмечают, что противоречия были между фламандской и фризской частями общины, отсюда строительство двух церквей в Ам Тракт – одной в Кёппентале (1864 г.), а второй в селении Орлов (1872 г.). Хотя, на мой взгляд, строительство второй церкви было продиктовано возросшим населением колонии. Печальной страницей религиозных расколов является исход меннонитов в 1880-е гг. в Среднюю Азию под воздействием учения Клааса Эппа-младшего (1838-1913), приведшего к фактической ликвидации селения Гансау как меннонитского.
В 1847 году, по приказу от 4 ноября, прусское правительство лишило меннонитов освобождения от военной службы, что толкнуло к новым поискам. В 1850 году представители общин из Пруссии решили обратиться к российскому правительству за разрешением на переселение в Российскую Империю. Если в первую волну переселенцев на Юг России (сегодня территория Восточной Украины) правительство само было заинтересовано в приглашении, даже брало на себя все финансовые издержки и содержание, то теперь переселенцы все затраты брали на себя и вносили финансовое обеспечение, получив в пользование земельные наделы – 65 десятин на семью. Правда, с 1820-х годов массовые переселения иностранцев были фактически запрещены, но это не касалось меннонитов. Учитывая положительный опыт меннонитских колоний на Юге, 19 ноября 1851 года выходит именной указ «О водворении в Самарской губернии Прусских Менонистов». Уже 16 июля 1852 года в консульстве Российской Империи в Берлине подписывают условия переселения первые семейства желающие переехать, со списком можно ознакомиться в главе Первые 21 семейство меннонитов. Юридически это положило начало меннонитской колонии Ам Тракт, о посещении которой идёт речь в главе Путешествие из Пруссии в Заволжье, 1896 год. В основе путешествия лежат записи с 14 мая по 20 июня 1896 года (даты по Григорианскому календарю, в России в это время действовал Юлианский календарь) из личного дневника Анны Андрес. Перевод на русский язык, примечания и дополнения сделаны её внучатым праправнуком Андреем Андресом. Добавлены выдержки из дневников Мартина Клаассена и Иоганнеса Дика, из книги Александра Клауса «Наши колонии», из журнала XXXV Новоузенского уездного очередного земского собрания, чтобы дать больше представление о жизни и людях того времени.